дошкольник сенсорный эталон логопедический
Во время проведения констатирующего эксперимента детям было предложено 9 заданий, направленных на особенности восприятия детьми сенсорных свойств предметов и явлений (цвета, формы, величины); на выявление знаний о сенсорных эталонах и умения детей обозначать их словом, а также задания, направленные на выявление знаний о сенсорных эталонах в процессе совершения математических операций (действий) с предметами, составлении и решении арифметических задач на занятиях по формированию элементарных математических представлений, т.е. умения применять их в деятельности.
Во время выполнения 1 задания, где детям предлагалось узнать на картинке предметы (цветочки в руках детей) основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, черного), а также дополнительных (коричневого, белого, розового, голубого, оранжевого и фиолетового) и соотнести их с соответствующими шкафчиками для одежды, изображенными на другой картинке.
Дети с нормальным речевым развитием на 100% справились с этим заданием.
Дети с общим недоразвитием речи не все справились с заданием. 55% детей не узнали следующие цвета – оранжевый и фиолетовый. 30% детей назвали все основные цвета и 3 дополнительных – розовый, голубой и фиолетовый и 25% детей не назвали ни одного дополнительного цвета солнечного спектра.
Во 2 задании детям нужно было подобрать вкладыши определенной геометрической формы к соответствующей рамке, и соотнести их по форме (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Дети с нормальным речевым развитием почти справились с этим заданием (95%). Они быстро подобрали к каждой рамке свой вкладыш. 5% детей этой группы не определили овал и прямоугольник.
У детей с общим недоразвитием речи это задание также не вызвало затруднений- 75% детей узнали и правильно соотнесли все 5 геометрических форм. И лишь 25% из группы детей не узнали овал, треугольник и прямоугольник.
В 3 задании констатирующего эксперимента детям нужно было узнать и поместить предметы определенного размера (большой-маленький, широкий-узкий и т.д.) в отверстия соответствующего размера.
50% детей с нормальным речевым развитием справились с этим заданием без помощи воспитателя. Этим детям трудно было различить некоторые размеры: высокий – низкий брусок и широкий – узкий брусок.
Дети с общим недоразвитием речи выполняли это задание с помощью подсказок воспитателя. Из детей этой группы 25% с помощью подсказки воспитателя правильно соотнесли имеющиеся у них бруски с отверстиями соответствующей величины.
Другие дети- 40% испытывали затруднения в определении длинного – короткого, широкого – узкого и высокого – низкого брусков.
Остальные дети с общим недоразвитием речи (35%) не справились с этим заданием, они путали большой – маленький брусок с длинным – коротким, а высокий – низкий брусок с широким – узким.
В следующей серии заданий детям было необходимо узнать и словесно обозначить сенсорные эталоны цвета, формы и величины.
В 4 задании детям предлагалось подобрать к пластинам, окрашенным в цвета основного и дополнительного цветового спектра кружки соответствующих цветов. Потом назвать словом цвет кружка и пластины.
Дети с нормальным речевым развитием в основном все справились с заданием: 67% детей без помощи воспитателя подобрали и назвали все цвета солнечного спектра; а 33% детей с небольшой подсказкой воспитателя также словесно обозначили все основные и дополнительные цвета.
Детям с общим недоразвитием речи в выполнении этого задания понадобилась помощь воспитателя. Из них 37% детей не пользовались подсказками взрослого и назвали все цвета спектра. Затруднения были в назывании розового и голубого цвета.
Больше половины детей с общим недоразвитием речи: 53% смогли соотнести кружок определенного цвета с соответствующей пластиной, но при ответе на вопрос воспитателя: «Какой это цвет?» испытывали большие затруднения. 10% детей правильно назвали 5 основных цветов и 2 дополнительных (оранжевый и коричневый).
Затруднение вызвало называние розового, белого, голубого и фиолетового цветов. Из них- 3% назвали только основные цвета.
При выполнении 5 задания дети обеих групп: с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи, испытывали небольшие затруднения.
Дети с нормальным речевым развитием почти все справились с этим заданием – 50% детей быстро и правильно расположили картинки с изображением предметов определенной формы под рамкой соответствующей геометрической формы, словесно обозначили форму предмета и рамки. 45% детей из группы сделали 1-2 ошибки в назывании некоторых геометрических форм - прямоугольной и овальной, и 5% детей потребовалась подсказка воспитателя в назывании следующих геометрических форм – прямоугольной, овальной и треугольной.