Ход и содержание констатирующего эксперимента

Страница 3

Во время выполнения задания №9 детям было предложены предметы, одинаковые и различные по цвету, форме и величине для составления задачи-драматизации. Нужно было составить условие задачи, вопрос и решение этой задачи. 50% детей с нормальным речевым развитием справились с этим заданием. Дети придумали условие задачи, вопрос и решение этой задачи, правильно подобрали окончания существительных и прилагательных (На столе лежали 5 красных кубиков. Мальчик положил еще 3 синих кубика. Сколько кубиков стало лежать на столе? Решение задачи: к 5 кубикам прибавить еще 3, будет 8 кубиков).

Остальные дети (37%) правильно составили условие задачи, вопрос и самостоятельно решили задачу, но сделали ошибки в грамматическом составлении предложений, (мама принесла в комнату 6 красные высокие стульев, папа принес еще 2 синие низкие стулья. Сколько стульев стало в комнате?). И лишь 13% детей этой группы потребовалась помощь как в составлении условия задачи, вопроса и решения задачи, так и в правильном подборе существительных с прилагательными в единственном и множественном числе.

Из детей с общим недоразвитием речи справились с 9 заданием только 10%. Они самостоятельно придумали условие задачи, поставили правильно вопрос и сами решили задачу.

Также они правильно согласовывали существительные с прилагательными в единственном и множественном числе, в разных падежах (Филипп придумал такую задачу: «На дерево прилетели 3 большие серые вороны, к ним прилетели еще 4 маленьких коричневых воробья. Сколько птиц стало на дереве?).65% детей с общим недоразвитием речи испытывали небольшие затруднения при составлении самой задачи (условия, вопроса, решения), сделали 2-3 ошибки в согласовании существительных с числительными, прилагательными (Ваня Замятин: «У меня в руке два карандаш…»; Дима Зубков: «Сколько мяча осталась в корзине?»). 25% детей этой группы совсем не справились с заданием.

Они не смогли с помощью подсказок воспитателя составить условие, вопрос задачи, не смогли решить составленную воспитателем задачу.

Анализируя показатели параметров выполнения тестовых заданий у детей с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи, результаты (в процентах) выражены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ результатов выполнения заданий детьми с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи

Группы детей

Зад.

№1

Зад.

№2

Зад.

№3

Зад.

№4

Зад.

№5

Зад.

№6

Зад.

№7

Зад.

№8

Зад.

№9

Дети с нормальным речевым развитием

100%

95%

50%

67%

50%

45%

65%

55%

50%

Дети с общим недоразвитием речи

55%

75%

25%

37%

25%

18%

15%

12%

10%

Разница

45%

20%

25%

30%

25%

27%

50%

43%

40%

Таким образом, исходя из результатов сопоставления двух групп детей (с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи), можно сделать вывод о том, что дети 6-го года жизни с общим недоразвитием речи демонстрируют более низкий уровень зрительного восприятия сенсорных свойств предметов и словесного их называния. Дети с нормальным речевым развитием продемонстрировали более высокий уровень сенсорного восприятия, особенно по заданиям №1, №2, №4, №7 и №8.

По сравнительным результатам в таблицах (см Приложение) можно соотнести показатели параметров выполнения заданий уровням сенсорного развития детей (с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи). Результаты показаны в таблице (см Приложение).

Исходя из сравнительного анализа уровней сенсорного развития детей с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи, можно сделать следующие выводы: большинство детей группы с нормальным речевым развитием (85%) находятся на высоком уровне сенсорного развития, и лишь 15% детей – на среднем уровне.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация