Показатели сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи ниже: 55% детей находятся на среднем уровне, а 45% -на низком уровне развития. Дети с высоким уровнем в этой группе отсутствуют.
Проанализировав количество баллов по тестовым заданиям в каждой из групп (с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи) можно сделать вывод о том, что в большее количество детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи демонстрируют трудности:
1. В узнавании и сличении величины предметов.
2. В узнавании, сличении и назывании словом геометрические фигуры.
3. В узнавании, зрительном соотнесении и назывании словом величины предметов.
4. В словесном обозначении сравнительных характеристик геометрических фигур.
5. В измерении предметов с помощью условной мерки и словесном обозначении результатов измерения.
На основании проведенного эксперимента, направленного на выявление особенностей усвоения системы сенсорных эталонов детьми 6-го г.ж, с нормальным речевым развитием и детьми с общим недоразвитием речи этого же возраста, можно сделать выводы:
У детей с нормальным речевым развитием сформирована система сенсорных эталонов, она соответствует возрастному уровню познавательного развития детей 6 лет. У детей отмечается высокий уровень сенсорного развития, особенно это относится к восприятию сенсорных свойств предметов и явлений: восприятие цвета, геометрических форм; узнаванию и обозначению словом цветов солнечного спектра, геометрических форм.
У детей с общим недоразвитием речи в ходе исследования отмечен более низкий уровень сформированности системы сенсорных эталонов.
Дети этой группы испытывали затруднения в выделении цвета, величины предметов, как отдельного признака предмета, изображения.
Дети с нормальным речевым развитием не испытывали затруднений в обозначении словом сенсорных признаков предметов и изображений, у этих детей наблюдается грамотное построение речевых высказываний, широкий словарный запас слов, обозначающих сенсорные признаки.
Дети с общим недоразвитием речи испытывали наибольшие затруднения в обозначении словесно сенсорных эталонов формы и величины, эталонов дополнительных цветов солнечного спектра. У детей этой группы нарушено грамматическое построение речевых высказываний, бедный словарный запас слов-понятий, определений. Дошкольники с общим недоразвитием речи не могут дать характеристику существенным признакам, часто не понимают лексического значения некоторых обозначений сенсорных эталонов.
Результаты сопоставления двух групп (с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи) позволяют сделать вывод о том, что дети 6 года жизни с общим недоразвитием речи демонстрируют более низкий уровень сформированности системы сенсорных эталонов, чем дети с нормальным речевым развитием такого же возраста.
Таким образом, детей с общим недоразвитием речи условно можно разделить на три группы.
К первой группе (10%) относятся дети, у которых уровень сенсорного восприятия соответствует возрастному развитию детей 6 лет, представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины у них полностью сформированы, состояние памяти и внимания у детей находится в норме. Дети этой группы могут грамотно построить свои речевые высказывания, у них богатый словарный запас слов, обозначающих сенсорные признаки предметов.
Во вторую группу (60%) входят дети, у которых нормальное сенсорное восприятие. У них сформированы представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины, дети могут выполнить группировку предметов по форме, цвету. Однако у них есть отставание в развитии памяти.
У этой группы есть нарушения в грамматическом построении речевых высказываний, словарный запас не соответствует возрастному развитию детей 6 лет. В нем отсутствуют слова, обозначающие сенсорные признаки предметов и изображений.
К третьей группе (30%) относятся дети, у которых нарушено сенсорное восприятие. Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета, формы и величины не соответствует развитию детей 6-го года жизни. Развитие памяти и внимания находится на более низком уровне развития, чем у детей нормальным речевым развитием. У детей третьей группы есть проблемы в грамматическом и лексическом построении высказываний и составлении отдельных предложений. У этих детей затруднено активное использование слов, обозначающих сенсорные признаки предметов, в произвольном высказывании. В словарном запасе отсутствуют слова, обозначающие сенсорные признаки величины.
Методические рекомендации по усвоению системы сенсорных эталонов на занятиях по ФЭМП воспитанниками логопедических групп
Итоги результатов экспериментального исследования, которое проводилось с целью выявления сформированности системы сенсорных эталонов у детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни, позволяют сделать вывод о том, что для успешного усвоения этой системы необходимо создавать специальные условия для детей. Процесс обучения детей с общим недоразвитием речи в целом, и процесс формирования системы сенсорных эталонов в частности, имеют свои особенности.