Взаимосвязь обучения орфоэпии и орфографии на уроках русского языка

Страница 5

Эффективным приемом, позволяющим закрепить произносительные умения учеников, является чтение слов по таблице. Таблицы-словари вывешиваются в постоянно действующем орфоэпическом уголке «Произноси правильно». Для составления словарных таблиц используются карточки с отдельными словами, предназначенными для усвоения. Кроме таблиц с меняющимися словами, применяются таблицы с постоянным словарным составом; использование последних возможно на разных ступенях обучения родному языку в начальных классах. Чтение школьниками слов по таблице осуществляется в процессе выполнения заданий, связанных с изучаемой на уроке темой. Приведем примеры использования в разных классах начальной школы таблицы со словами: асфальт, бомба, велосипед, директор, женщина, комбайн, компот, радио, трамвай.

1 класс трехлетней и 2 класс четырехлетней начальной школы

— Прочтите слова, выделяя ударные слоги.

— Назовите слова, отвечающие на вопрос кто?

— Назовите слова, отвечающие на вопрос что?

— Прочтите слова, состоящие из двух слогов.

— Прочтите слова, состоящие из трех слогов.

— Назовите слово, в котором четыре слога.

— Прочтите только те слова, в середине которых звук [м].

— Прочтите слова, в которых имеется согласный звук [а].

— Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

— Найдите слово, в котором гласных больше, чем согласных.

— Прочтите слова, в которых все согласные звуки звонкие.

— Прочтите слова, которые заканчиваются гласным звуком.

2 класс трехлетней и 3 класс четырехлетней начальной школы

— Прочтите слова. Определите, к какой части речи все они относятся. Докажите.

— Спишите, указывая в -скобках род каждого имени существительного.

— Назовите имена существительные мужского рода.

— Назовите имена существительные женского рода.

— Назовите имена существительные среднего рода.

Я называю имена существительные в единственном числе, ваша задача — употребить их во множественном числе. (Учитель называет все слова, кроме слов асфальт, компот, радио.)

— Найдите существительное женского рода, отвечающее на вопрос кто?. Подберите к нему имя прилагательное. Запишите словосочетание, в прилагательном выделите окончание.

— К каким словам можно подобрать родственные слова — глаголы?

— От каких слов можно образовать имена прилагательные с суффиксами -н-, -ск-?

3 класс трехлетней и 4 класс четырехлетней начальной школы

— Прочтите. Найдите несклоняемое имя существительное. Составьте с ним предложение.

— Укажите склонение остальных имен существительных.

— От слова бомба образуйте глагол в неопределенной форме. Определите спряжение глагола.

— К существительному женщина подберите слово, противоположное по смыслу.

— Используя слова асфальт, велосипед, трамвай, составьте небольшой рассказ (из 4—5 предложений) «На городской улице».

— Письменно просклоняйте существительное 1-го склонения женщина, Окончания выделите.

— Письменно просклоняйте во множественном числе существительное директор. Выделите окончания. Обозначьте ударение,

— Какую работу выполняет комбайн? Составьте предложение с однородными сказуемыми, которые будут относиться к подлежащему комбайн.

— Сделайте фонетический разбор слов асфальт, трамвай, бомба.

Значительное место занимают упражнения в записи слов под диктовку. Согласно принципу постепенно возрастающей трудности и степени самостоятельности учащихся упражнения проводятся в такой последовательности: запись под диктовку учителя; запись под коллективную диктовку всего класса; самостоятельная запись важного в произносительном плане материала (запись под самодиктовку). Во время диктовки учитель голосом выделяет ту часть слова, которая содержит орфоэпему, благодаря чему на ней сосредоточивается внимание детей. Тщательная орфоэпическая диктовка способствует прояснению звукового состава слова, который школьникам предстоит адекватно отразить на письме. Например, диктуя словосочетания семь компасов, восемь календарей, учитель выделяет голосом конечные мягкие согласные в числительных семь и восемь. После записи ученики выполняют следующие задания:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Навигация