— Назовите слова, обозначающие количество предметов. Что общего в их произношении и написании?
— Определите число и падеж имен существительных в каждом словосочетании. Выделите окончания.
Представляем несколько орфоэпических упражнений, связанных с изучением предложения в 3 классе трехлетней и 4 классе четырехлетней начальной школы.
1. Запишите предложение: Радио изобрел русский ученый Александр Степанович Попов.
Каким членом предложения является несклоняемое существительное радио? Докажите.
2. Запишите предложение: Разноцветными мелками мы рисуем на асфальте.
Подчеркните подлежащее и сказуемое. Выпишите сочетания слов, ставя вопросы от одного слова к другому. Определите число и падеж существительных в предложении.
3. Запишите предложение: Сидели, свистели семь свиристелей. Прочтите предложение вслух. Какой звук помогает «услышать» свист свиристелей? Подлежащее в этом предложении — семь свиристелей. Назовите сказуемое. Как называются такие сказуемые?
4. Запишите два предложения: Осинку окрасила осень. Осинка мне нравится очень. (В. Лунин)
В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены. Разберите по составу слово окрасила.
Запись под коллективную орфоэпическую диктовку проводится, как правило, в игровой форме. Ученикам предлагается отгадать последнее слово в стихотворном отрывке и произнести его хором. Хоровое проговаривание регулируется учителем с помощью «дирижирования». В игре-упражнении используются отрывки из стихотворений.
И прибежала зайчиха,
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под . (трамвай)»
(К. Чуковский)
Нарисовали, как вдали,
На ниве урожайной,
Проходят, словно корабли,
Могучие . (комбайны).
(С. Маршак)
Льется песенка горниста,
Пионеров радуя
Утром звонко, голосисто
Распевает . (радио). (А Барто)
И умчался
Черномор
В длинный, темный .
(коридор).
(О. Высотская)
День Седьмого
— Красный день .
(календаря)
(С Маршак)
Мягкий знак и
Твердый знак
Разговаривали так:
— Сколько я пирожных съем?
— Мягкий знак ответил:
— . . . (Семь.)
(Г. Виеру)
Тйким образом, вслед за орфоэпическим произнесением слова осуществляется его запись. Письмо проводится под коллективную диктовку всего класса, правильность произношения контролируется учителем.
Письмо под самодиктовку завершает цикл упражнений в записи орфоэпически значимого материала. При самостоятельной записи школьники опираются уже на собственное звуковое и зрительное представление слова, сформировавшееся у них в процессе всей предыдущей работы. Владение литературным произношением, выступающее в качестве условия верного перевода произносимого слова в видимое, гарантирует успешное выполнение задания.
Самостоятельная запись слов происходит, в форме упражнений «Вставьте пропущенные буквы» и в форме специальных орфоэпических диктантов. Для проведения диктантов подбираются загадки, толкования лексических значений слов, иллюстрации. Учащиеся должны записать под диктовку про себя слова-отгадки, или слова, заменяющие развернутые определения, или слова, называющие изображенные на иллюстрациях предметы. После самостоятельной записи слов на уроке обязательно проводится коллективная проверка. Предлагаем материалы для проведения двух видов диктанта: «Отгадайте загадки» и «Назовите слово по его значению».
Отгадайте загадки.
По стране в поход идем —
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута отклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север, путь на юг.
(Компас.) (В. Кремнев)
Сам не едет, не идет,
Не поддержишь — упадет .
А педали пустишь в ход —
Он помчит тебя вперед.
(Велосипед ) (Н Костарев)
Дни за днями, круглый год
— Утром по привычке
Эту книжку папа рвет
По одной страничке.