Поскольку разработка профессиональных педагогических тестов требует значительных интеллектуальных и материальных затрат их, целесообразно разрабатывать на уровне федеральных и региональных органов управления образованием. Необходимо обеспечить наше учительство надежным, валидным и простым в использовании инструментом педагогической диагностики, который бы облегчал работу педагога, а не создавал ему дополнительные трудности.
Для эффективного внедрения стандартизированных тестов учебных достижений в педагогическую практику необходимо разработать и утвердить:
единые унифицированные требования к составлению тестовых заданий;
стандартные требования к тесту как инструментальному средству педагогической диагностики (надежность и т.д.);
единые требования к технологии проведения тестирования;
общие научно-обоснованные подходы к интерпретации результатов тестирования.
Такого рода стандартизация создаст условия, позволяющие проводить сравнительный анализ результатов тестирования и получать общую картину динамики развития системы образования региона.
Разрабатываемые нормативные требования не должны вступать в противоречие со сложившейся практикой оценивания знаний. Для того, чтобы система стандартизированных тестов выполняла свою организующую и стимулирующую роль, необходимо обеспечить ее преемственность с существующей системой оценивания.
Необходимо организовать систематическое повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы общего среднего образования в области теории и практики использования тестовых методик. Учитель должен достаточно свободно ориентироваться в складывающемся рынке тестовых услуг, определять качество тестов, область их возможного применения, грамотно интерпретировать результаты тестового контроля.
Тестовые методики при всех своих преимуществах имеют целый ряд ограничений и условий при их использовании. Попытки использовать педагогические тесты в областях для них не предназначенных обречены на неудачу.
Наряду с тестовыми, следует активно развивать и совершенствовать другие методики оценки личностных достижений учащихся: профориентационное психологическое тестирование, социологические опросы, психологическое консультирование и т.д.
Необходимо активно включаться в федеральные и международные программы по мониторингу учебных и личностных достижений учащихся. Участие в таких программах позволяет перенимать положительный опыт по организации педагогической диагностики, получать дополнительную информацию, необходимую для стандартизации тестовых процедур на Российской выборке, соотносить уровень учебной подготовки учащихся нашего региона с требованиями к абитуриентам ведущих вузов России.
педагогический мониторинг учебный биологический