Задания с применением матриц.
Матричный (карточный) способ оформления ответов предполагает заполнение контрольного листа на индивидуальной карточке (на кальке, целлофане). (Таблица 6)
Пример.
Таблица 6. Контрольный лист №_ Вариант _ Фамилия, имя ученика Тема _
Вопросы |
Ответы | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Вопросы и задания при дифференцированном уровневом обучении
При дифференцированном обучении целесообразно использовать задания разных уровней (базовый, продвинутый, повышенной сложности).
Пример.
При проверке знаний по теме «Органы дыхания: строение, функции» учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.
I уровень (базовый, С): опишите строение носовой полости, участвующей в процессе дыхания. Какие функции она выполняет?
IIуровень (продвинутый, В): перечислите функции носовой полости при дыхании. Выявите взаимосвязь между строением носовой полости и ее функциями.
III уровень (повышенной сложности, А): докажите, что строение и функции носовой полости взаимосвязаны. Почему врачи рекомендуют дышать только носом?
Творческие вопросы и задания
Отличаются нестандартным, нетрадиционным способом их решения.
А. Биологические задачи упражнения, которые выполняются, решаются посредством умозаключения, вычисления и т.п.
Примеры: Какие изменения произойдут с растительным и животным миром вследствие глобального потепления климата? Дайте научное обоснование высказываниям: «Молоко у коровы на языке», «Когда я ем, я глух и нем».
Б. Сочинение
Это творческая форма испытаний, характеризующаяся определенным объемом текста, фиксирующая развитие продуктивного мышления и умений учащихся точно выражать свои мысли в нетрадиционной форме подачи информации о живых объектах и их жизнедеятельности.
Сочинения оцениваются по двум критериям: а) степень овладения биологическими знаниями, упорядоченность мышления, полнота охвата описания объекта; б) способность к самостоятельному мышлению, оригинальность изложения.
Примеры тем сочинений: «Удивительный мир рептилий», «Путешествие капельки воды», «Зачем муравью -муравейник».
В. Биологический диктант.
Это форма контрольной работы, при которой учащиеся записывают текст (отдельные слова), произносимый учителем.
Пример: Напишите биологический диктант, вставляя пропущенные слова: «Волк, лисица, собака, шакал, песец- это представители семейства……, одного из семи семейств…. Это звери средней величины с высокими и относительно короткими… , с крепкими, тупыми ……. когтями, удлинённой мордой и густо опушённым…… У них превосходное обоняние, они могут отыскивать свою добычу по… и долго преследовать её. Представители семейства…. Сообразительны и легко поддаются дрессуре, так как у них легко вырабатываются… рефлексы».
Тестовые задания
В настоящее время тестирование занимает ведущее место среди форм итогового: контроля учебных достижений учащихся, что обусловлено четкой формулировкой его заданий и однозначностью ответов. Тесты, созданные внутри школы (одним учителем или группой учителей) или вне школы (научными центрами) и прошедшие экспертную оценку, называются стандартизированными. Разработанные тесты проверяются на валидностъ (адекватность, соответствие и надежность (степень доверия к данной форме). Тест как совокупность взаимосвязанных заданий конструируется, исходя из принципа возрастающей сложности последних. Каждое задание в тестовой форме включает инструкцию, собственно задание и варианты ответов («А, Г, В», «Да» – «Нет». «Верно» – «Неверно» и др.).
А.Тестовые задания закрытого типа (на узнавание или воспроизведение знаний базового или повышенного уровня сложности).
1. Задания на выбор одного правильного ответа. Укажите правильный ответ.
Половое размножение растений осуществляется: