А) спорами Б) семенами
В) почками Г) вегетативными органами
2. Задания с альтернативными ответами. Выберите правильный ответ:
1) Членистоногие – самая крупная по количеству видов тип животных.
2) К членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, стрекозы.
3) У всех членистоногих органами выделения служат мальпигиевые сосуды.
3. Задания с выбором нескольких верных ответов.
Выберите из предложенных суждений правильные, выпишите их номера:
1) Зона роста корня образована механической тканью.
2) Мохообразные относят к высшим споровым растениям.
3) Лист выполняет функцию воздушного питания растения.
4) К однодольным цветковым растениям относятся злаковые и лилейные.
5) Все растения – автотрофы.
6) Папоротники цветут только один день.
7) Клубень картофеля – видоизмененный побег.
8) Водоросли бывают одноклеточными и многоклеточными.
9) Цветок – это репродуктивный орган растения.
10) В шишках сосны обыкновенной созревают семена.
4. Задания на подстановку.
Укажите правильный ответ: способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность – это (раздражимость, иммунитет, рефлекс).
5. Задания на установление соответствия. Такие задания имеют следующую структуру.
Таблица 7
Название первого множества |
Название второго множества |
Инструкция. Установите соответствие.
Ответная часть: АЗ, Б.1 и т.д.
Учащимся предлагаются элементы двух множеств. В качестве примеров таких множеств могут быть: системы органов – органы; разновидности клеток – органоиды клеток; типы, классы, семейства – отдельные представители; биогеоценозы – компоненты биогеоценозов и т.д.
6. Задания на установление последовательности ранжирование, сопровождающееся построением вариантов ответов по порядку изменения (возрастание, понижение) каких-либо качеств и свойств.
Пример. Установите последовательность эволюционных преобразований у растений: споровое размножение, фотосинтез, многоклеточность, половой процесс, семенное размножение.
Тестовые задания открытого типа (на воспроизведение, применение знаний в сходной или новой ситуации, повышенный или высокий уровень сложности).
1. Задания на подстановку пропущенных слов.
Вставьте в текст пропущенные слова: «У насекомых с _ превращением взрослая особь развивается из куколки. У насекомых с _ превращением стадия куколки отсутствует и поэтому _ после ряда линек непосредственно превращается в имаго».
2. Задания со вставкой пропущенных фраз.
Дополните предложения:
Соцветие – это группа цветков,
Наука, изучающая поведение животных, называется _.
3. Задания с кратким свободным ответом.
Пример. Чем отличается венозное кровотечение от артериального?
4. Задания с развернутым свободным ответом.
Пример. Какие признаки характерны для голосеменных растений?
5. Задания на решение биологических задач.
Пример. При скрещивании двух сортов томата с желтыми грушевидными и красными шаровидными плодами в первом поколении все плоды оказались шаровидными и красными. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и соотношение фенотипов второго поколения.
Таким образом, при планировании дидактического комплекса (вопросов, заданий) для контроля знаний учащихся по биологии следует учитывать: объем и сложность учебного содержания; возраст, способности и уровень подготовленности учащихся; разнообразив и характер применяемых методов обучения; характер и степень интенсификации и оптимизации образовательного процесса устанавливаемый срок для выполнения, заданий и другие факторы, сопровождающие учебный процесс.
Современная реформа системы образования и реалии нашей жизни требуют совершенствования методологии и методики оценивания личностных и учебных достижений учащихся. Разработка проблемы оценки личностных достижений учащихся требует серьезных теоретических и прикладных исследований, тщательного планирования и координации действий всех участников образовательного процесса. Для обеспечения объективности и надежности оценки учебных достижений необходимо начинать планомерную работу по внедрению тестовых методик оценки учебных достижений школьников в педагогическую практику региона.