организация обучения на основе игровой модели, предполагающей включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования [72].
Определение содержания обучения (чему учить?) является ключевым направлением в совершенствовании технологий обучения в системе высшего технического образования.
Одним из перспективных инновационных проектов совершенствования технологий обучения в высшей школе России следует признать систему РИТМ (Развитие Индивидуального Творческого Мышления), направленную на повышение творческого потенциала всех участников педагогического процесса; максимальную индивидуализацию обучения, радикальную интенсификацию и активизацию самостоятельной работы [141].
Технологии обучения в этой системе разнообразны. В качестве примера может быть предложена организационная модель системы РИТМ, внедряемая в Таганрогском радиотехническом университете, которая включает в себя: 1) циклическую организацию учебного процесса; 2) модульную структуру курсов; 3) рейтинговую систему оценки знаний [67].
Из разрабатываемых и реализуемых в настоящее время проектов высокоэффективной является технология целевой индивидуальной подготовки специалистов (ЦИПС). Основные и принципиальные отличительные от типового, массового обучения черты ЦИПС, позволяющие рекомендовать ее для высшего технического образования рассматриваются в [68].
Существуют технологии обучения, включающие в себя методы активного обучения. Так по степени активизации студентов и характера их учебной деятельности различаются:1) имитационные (которые, в свою очередь, делятся на игровые - деловые игры, игровое проектирование и неигровые - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), методы активного обучения - педагогические приемы и специальные формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная и исследовательская (проектно-конструкторская и т. д.) деятельность построена на имитации их будущей профессионально-практической деятельности; 2) неимитационные, которые построены на реальных профессионально-практических ситуациях [28; 168].
Компьютерное обучение является одним из важных направлений совершенствования технологий обучения в системе подготовки будущих инженеров. Этот процесс, естественно, предполагает формализацию знаний, умений и навыков, которыми их нужно вооружить.
В последнее десятилетие все больше возрастает интерес к модульному обучению (modulus (лат.) - “функциональный узел”), суть которого состоит в том, что обучающийся все более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Основоположниками модульного обучения, созданного в США в 60-е годы, являются J. Russell, S. Postlethwait, R. Hurst. Практические и экспериментальные разработки по модульному обучению широко применяются во многих колледжах и университетах США и Западной Европы. Определенный интерес к модульному обучению проявляется и в России. Его положительно оценивают теоретики в области сравнительной педагогики Н.Д. Никандров, Л.А. Толкачева. Применение модульного обучения в системе среднего образования в Англии рассматривает В.П. Лапчинская. Использование модулей в системах среднего и высшего профессионального образования США анализируют и положительно оценивают С.Ф. Артюх, Ю.К. Балашов, Т.В. Васильева, Л.И. Крюкова, В.А. Рыжов. Модульный подход при дипломном проектировании в вузе предлагает использовать М. Тересявичене; при обучении специальным инженерным дисциплинам - В.М. Гареев, Е.М. Дурко, С.И. Куликов, Е.В. Штагер; при обучении химии - Н.Г. Базарнова, Л.А. Бельченко, А.И. Галочкин, Н.В. Дулепова, Н.С. Касько В.И. Маркин. В монографии П. Юцявичене был обобщен существующий практический опыт и создана теория модульного обучения [10; 27; 35; 37; 47; 81; 93; 122; 177; 181; 195; 199].