Инженерная деятельность неразрывно связана с техникой и технологией, т. е. инженер - это субъект технической деятельности.
Основным содержанием инженерной деятельности является создание нового продукта с более высокими или заранее обусловленными параметрами, свойствами и технико-экономическими показателями на основе “овеществления” научных знаний, полученных в процессе обучения.
Основные функции инженерной деятельности связаны а) с контролем за работой оборудования и наблюдением за технологическим процессом; б) с деятельностью по совершенствованию и разработке новых технологических процессов, конструкторской, проектной и научно-исследовательской работой; в) с деятельностью по организации труда; г) с работой по профессионально-техническому воспитанию производственного коллектива.
Представителю любой профессии присущи свои умения. Инженер должен обладать творческими умениями, суть которых заключается в нахождении нового, единственно верного (из множества альтернативных вариантов), не противоречащего условиям производства решения задачи (проекта) на основе современных знаний.
В процессе формирования умений обнаруживаются и формируются способности индивида. Чтобы овладеть умением, человек должен не только осознать цель деятельности, но и усвоить приемы и способы ее осуществления. Умение имеет мотивационную и операционную стороны.
Профессиональные умения являются составной частью всего комплекса профессионально важных качеств (ПВК) специалиста - индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Среди профессионально важных качеств инженера, прежде всего, выделяются мотивация и способность к саморазвитию.
Создание условий для оптимального формирования профессиональных умений является одной из важнейших целей организации педагогического процесса. Задача рационального построения учебного процесса сводится: во-первых, к вычленению умений, которые должны обеспечить реализацию деятельности в профессиональной области; во-вторых, к определению необходимых умений, разработке методических приемов их освоения; в-третьих, к необходимости дидактического обеспечения процесса формирования этих приемов.
Любая интенсивная технология обучения является решением задачи рационального построения учебного процесса. Наиболее перспективным направлением в этой области выступает модульное обучение, основной чертой которого является системность: системность содержания; чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля; системность контроля.
Применение модульного обучения в ходе опытно-экспериментальной работы, по нашему мнению, способствует формированию у студентов -будущих инженеров-механиков, являющихся участниками нашего эксперимента, умения находить новое, единственно верное (из множества альтернативных вариантов), не противоречащего условиям производства решение задачи (проекта) на основе современных знаний.