Итак, обобщая все сказанное выше, мы разделяем мнение Ю.А. Устынюк о том, что модульное обучение “стимулирует повседневную систематическую работу обучающихся и их состязательность в учебе, решает много проблем обучающего контроля, содействует быстрой дифференциации студентов, создает условия для более частых и продуктивных контактов между обучаемым и педагогом: индивидуальных собеседований после каждого контрольного испытания с целью разбора результата и анализа ошибок и т.п.” [183, c. 16].
При создании программы модульного обучения необходимо учитывать следующие основные положения:
1) анализ профессионально-творческой научно-технической деятельности будущего специалиста (исследователя, конструктора, технолога), профессионально важных качеств, личностных свойств, необходимых для осуществления такой деятельности;
2) изучение интересов и способностей абитуриентов и студентов к научно-технической деятельности путем:
- анкетирования студентов, направленного на самооценку наличия профессионально важных качеств для научно-технической деятельности;
- оценки этих же качеств экспертами, наиболее близко знающих тех или иных студентов;
- тестирования с использованием компьютеризированных опросников Р. Кетгела, Г.Томаса, С.Будасси и других отечественных и зарубежных специалистов в области психодиагностики;
3) определение содержания обучения:
- выявление оптимальных соотношений фундаментальных и специальных дисциплин;
- разработка проблемно-модульных учебных планов и программ изучения дисциплин;
- разработка программ учебной и научной деятельности студентов на конкретных кафедрах, в научно-исследовательских лабораториях, проектно-конструкторских бюро, производственных предприятиях, объединениях, фирмах и т.п;
4) выбор организационных форм обучения. Как известно, в теории и практике высшей школы применяются следующие основные формы подготовки специалистов: фронтальные, групповые, индивидуальные, самообразование (экстернат). В системе научно-технического образования предпочтительна индивидуальная подготовка, сочетаемая с коллективным обучением и самообразованием. Далее этот этап включает в себя разработку структуры и организации учебной и научно-исследовательской деятельности студентов и предусматривает:
- повышение эффективности самостоятельной творческой работы студентов;
- снижение аудиторной учебной нагрузки студентов;
- увеличение доли самообразовательной деятельности студентов;
5) выбор методов обучения и самообучения. В высшей школе России и за рубежом накоплено множество методов обучения. Наиболее эффективными из них в системе научно-технического образования, на наш взгляд, являются методы, построенные на принципах: проблемности, мотивации, активной учебно-познавательной деятельности; обеспечения максимально возможной адекватности такой деятельности характеру будущей профессионально-практической деятельности. К ним относятся: игровое проектирование, решение ситуационных конкретных производственных задач, дискуссии (конференции), курсовое и дипломное проектирование, выполнение НИОКР и др.;
внедрение современных средств обучения:
- создание и использование учебников и учебных пособий, отвечающих современным требованиям психологии и педагогики;
- использование компьютерных средств обучения;
7) создание комфортной среды обучения:
- внедрение современной концепции психологической службы ВУЗа;
- обеспечение академических свобод в выборе форм и методов обучения, направленных на бесстрессовое продвижение студентов [68].
Таким образом, перечисленные положения программы модульного обучения, на наш взгляд, наиболее полно отражают всю ту совокупность педагогических условий, которые способствуют формированию основного профессионального умения будущего инженера - находить новое, единственно верное (из множества альтернативных вариантов), не противоречащее условиям производства решение задачи (проекта) на основе современных знаний.