Эксперимент предусматривал формирование и развитие у студентов экспериментальной группы следующих базовых умений: сформулировать цели работы; найти недостающие данные и перевести единицы измерения; произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры; синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат.
Проверка уровня развития базовых умений проводилась на основе разработанных нами критериев, приведенных в Главе II (п. 2.4). Экспертная оценка выставлялась на основе выполненных студентами РГЗ до и после проведения эксперимента[Прил. 5; 11]. Результаты исследования приведены в табл. 9.
Таблица 9
Экспертная оценка уровня сформированности базовых умений
Умение |
Уровень сформированности | ||||||
I - узнавание (низкий) |
II - воспроизведение (средний) |
III - применение (высокий) | |||||
до эксп. |
после эксп. |
до эксп. |
после эксп. |
до эксп. |
после эксп. | ||
1. сформулировать цели работы |
17,65% |
- |
50% |
38,24% |
32,35% |
61,76% | |
2. найти недостающие данные и перевести единицы измерения |
14,71% |
- |
50% |
20,59% |
35,29% |
79,41% | |
3. произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры |
32,35% |
14,71% |
41,17% |
41,17% |
26,47% |
44,12% | |
4. синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат |
29,41% |
8,82% |
47,06% |
41,17% |
23,53% |
50% | |
Таким образом, до проведения эксперимента четко сформулировать цели работы смогли 11 человек (32,35%), а 6 человек (17,65%) не могли понять, что от них требуется, то после проведения эксперимента уже 21 студент (61,76%) ясно представлял конечный результат своей работы, а не имеющих представления о нем не было вообще. На уровне узнавания найти недостающие данные и перевести единицы измерения до проведения эксперимента смогли 5 человек (14,71 %), а на уровне применения 12 (35,29%); после проведения эксперимента 0 и 27 человек (79,41%) соответственно. На низком уровне произвели расчет, оценили полученный результат и нашли “выпадающие” цифры до проведения эксперимента 11 студентов (32,35%), после проведения - 5 (14,71%); на высоком - соответственно 9 человек (26,47%) и 15 (44,12%). До проведения эксперимента синтезировали систему и технически грамотно объясняли полученный результат на I уровне 10 студентов (29,41%), на III уровне - 8 (23,53%); после проведения эксперимента - соответственно 3 человека (8,82%) и 17 (50%) (рис. 7-10).