Более высокий уровень сформированности базовых умений у студентов экспериментальной группы подтверждают и специалисты. Во время прохождения производственной практики на предприятиях (“Аскольд”, “Дальприбор”, “Изумруд”) практикующих инженеров попросили оценить уровень профессиональной подготовленности студентов [Прил. 13] (к сожалению в силу экономической нестабильности в стране не все студенты во время практики обеспечены рабочими местами на предприятиях). Результаты опроса приведены в табл. 11.
Таблица 11
Внешняя экспертная оценка уровня профессиональной подготовленности студентов
Показатель |
ЭГ, балл |
КГ, балл |
1. Общая оценка специалисту |
3,91 |
3,12 |
2. Сложность работы, с которой может справиться |
3,65 |
3,15 |
3. Скорость работы |
4,15 |
3,53 |
4. Способность к работе |
3,68 |
3,26 |
5. Добросовестность |
3,44 |
3,44 |
6. Старательность |
3,35 |
3,21 |
7. Работоспособность |
3,53 |
3,29 |
8. Трудолюбие |
3,5 |
3,28 |
9. Умение правильно организовать свою работу |
3,87 |
3,12 |
10. Умение самостоятельно решать вопросы, касающиеся своей профессиональной деятельности |
4,06 |
3,32 |
Анализ опроса показал, что по всем показателям, характеризующим уровень профессиональной подготовленности, студенты, занимающиеся по программе модульного обучения, превосходят студентов, обучающихся по традиционной системе. Наиболее ярко выражено это различие в сложности работы, с которой они могут справиться - 3,65 балла у студентов экспериментальной группы и 3,15 балла у студентов контрольной группы; скорости работы - 4,15 и 3,53 соответственно; умении правильно организовать свою работу - 3,87 балла (ЭГ) и 3,12 балла (КГ); умении самостоятельно решать вопросы, касающиеся своей профессиональной деятельности - 4,06 и 3,32 балла соответственно; и как следствие - общая оценка специалисту экспериментальной группы - 3,91 балла, контрольной группы - 3,12 балла.
Таким образом, все эти факты еще раз свидетельствуют об эффективности программы модульного обучения и подтверждают вывод Л.А. Толкачевой, что теоретическое ознакомление обучающихся у умениями, которыми они должны овладеть в результате процесса обучения, действительно способствует формированию высокой степени активности и сознательности, а также полученные ранее экспериментальные данные М.Г. Тересявичене и том, что в ходе дипломного проектирования умения студентов экспериментальной группы (занимающихся по программе модульного обучения) развивались значительно больше, чем студентов контрольной группы [178; 180].