2.3. Изменение мотивации и эмоционального состояния студентов в процессе экспериментального обучения
О профессиональной пригодности можно судить по объективному критерию - успешному овладению профессией и субъективному - удовлетворенности трудом, наиболее характерным показателем которой является положительная мотивация. Поэтому при проведении эксперимента нам был интересен и вопрос влияния программы модульного обучения на изменение профессиональной мотивации.
В начале и в конце изучения курса ТАУ студентам экспериментальной группы был предложен тест-опросник МУН (мотивация успеха-боязни неудачи) А.А. Реана [Прил. 14]. Анализ результатов показал, что при первом опросе мотивация успеха преобладала у 10 студентов (29,41%), мотивация боязни неудачи - у 12 студентов (35,29%), мотивационный полюс ярко не выражен также у 12 студентов (35,9%), из них 5 человек (14,71%) имели определенное тяготение к мотивации успеха, а 4 человека (11,76%) - к мотивации боязни неудачи. После проведения эксперимента у 15 студентов (44,12%) превосходствовала мотивация успеха, у 9 (26,47%) - мотивация боязни неудачи, 10 человек (29,41%) не имели ярко выраженного мотивационного полюса, из них 8 (23,53%) имели преимущественное тяготение к мотивации успеха, а 1 (2,94%) - к мотивации боязни неудачи (рис. 11, рис. 12). Наиболее существенные изменения в положительную сторону произошли по пунктам 2 (“В деятельности обычно активен”), 6 (“При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления”), 8 (“Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля”), 19 (“Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению”), 20 (“Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает”) теста.
Рис. 11. Результаты тест-опроса МУН до эксперимента
Рис. 12. Результаты тест-опроса МУН после эксперимента
Таким образом, данные опроса подтверждают мнение А.К. Марковой о необходимости целенаправленного формирования педагогом у учащихся мотивации учебно-трудовой деятельности, выводы Н.В. Кузьминой, И. Прокопенко, П. Юцявичене о влиянии на профессиональную мотивацию преподавателя, различных стратегий, технологий и методов обучения [88; 108; 144; 199].
Нас также интересовал вопрос, какие эмоции испытывают студенты на занятиях, проводимых по различным методикам. Для этого студентам экспериментальной группы после первых двух традиционных лекций по курсу ТАУ и после изучения всего курса по программе модульного обучения была предложена анкета [Прил. 15]. Результаты опроса приведены в табл. 12.
Таблица 12
Эмоции на занятиях
Число студентов, чел. | |||||||||
Интерес |
Страх |
Радость |
Скука |
Удовольствие |
Раздражение |
Активность |
Стыд |
Пассивность | |
До эксперимента |
5 |
22 |
- |
29 |
- |
- |
2 |
2 |
32 |
После эксперимента |
23 |
10 |
- |
11 |
- |
- |
28 |
5 |
6 |