Развитие профессиональных умений студентов в условиях эксперимента

Современное образование » Формирование профессиональных умений студентов в условиях модульного обучения » Развитие профессиональных умений студентов в условиях эксперимента

Страница 6

Примечание: в вопросах VIII и IX около 80% студентов отдали предпочтение активным методам обучения и системе оценивания с использованием индивидуального кумулятивного индекса.

Таким образом обработка результатов эксперимента показала, что обучение по модульной программе положительно влияет не только на уровень усвоения знаний и развития базовых умений, но и на формирование положительной мотивации к учению и профессиональной деятельности, а также на эмоциональное состояние студентов во время занятий. Эти факты еще раз подтверждают эффективность предлагаемой программы модульного обучения.

Современные требования к профессиональному образованию вызывают необходимость пересмотра привычной стратегии обучения. Одним из путей совершенствования традиционной системы обучения являются модульные программы.

В процессе экспериментального обучения наблюдается положительная динамика уровня усвоения знаний. Так средний балл за весь курс ТАУ увеличился от 3,35 до 3,71, причем при переходе от модуля к модулю возрастает число студентов, решающих задачи более сложном уровне (от 8,82% в I модуле до 23,53% во II модуле). Достоверность результатов на уровне 0,05% подтверждена статистической обработкой по критерию Стьюдента.

Выявлены положительные связи между фактором экспериментального обучения и уровнем сформированности профессиональных умений. В процессе работы на III высоком уровне (уровне применения) сформулировать цели работы смогли 61,76% студентов; найти недостающие данные и перевести единицы измерения - 79,41%; произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры - 44,12%; синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат - 50%. Статистическая значимость изменения уровня сформированности перечисленных выше умений проводилась по критерию Пирсона. Различия достоверны на уровне 0,05% Это позволяет сделать вывод о том, что модульное обучение способствует развитию профессиональных умений.

Получила эмпирическое подтверждение гипотеза о повышении учебной и профессиональной мотивации студентов, а также улучшении эмоционального состояния на занятиях. Так мотивация успеха в группе возросла от 29,41% до 44,12%, а мотивация боязни неудач снизилась от 35,29% до 26,47%. Улучшилось и эмоциональное состояние студентов на занятиях: возросли интерес к предмету (5 человек до эксперимента, 23 человека после эксперимента) и активность (соответственно 2 и 28 человек); снизились страх (22 и 10 студентов соответственно), скука (29 и 11 человек до эксперимента и после него), пассивность (32 и 6 студентов соответственно).

Анализ результатов исследования показал, что все обнаруженные изменения обусловлены найденными педагогическими условиями и разработанной нами программой модульного обучения, и подтвердил ее эффективность.

Разработка путей и методов формирования профессиональных умений будущего специалиста является важнейшей задачей высшего образования. Одна из ключевых проблем, связанных с эффективностью деятельности инженера, - это проблема формирования и развития творческих умений.

В структуре творческих умений целесообразно выделять три ступени: 1) базовую - это набор умений, составляющих техническую сторону творческой деятельности; 2) профессиональную - это набор умений, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью и определяющих получение профессионально значимой информации, которая необходима для формулировки задач, обеспечивающих нормальный творческий процесс на высшей ступени иерархии; 3) высшую - это набор умений, обеспечивающих непосредственно творческий процесс в рамках специализации. Эти умений связаны прежде всего с характером мышления и его наиболее общими законами, лежащими обычно вне рамок профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Навигация