Рис. 7. Динамика развития умения сформулировать цели работы
Рис. 8. Динамика развития умения найти недостающие данные и перевести единицы измерения
Рис. 9. Динамика развития умения произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры
Рис. 10. Динамика развития умения синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат
Сравнительный анализ экспертных оценок [Прил. 12], выставленных студентам экспериментальной группы перед проведением эксперимента и после него, показывает, что в ходе проведения эксперимента у студентов происходит развитие всех перечисленных базовых умений в достаточно высокой степени.
Для проверки статистической значимости изменения уровня сформированности перечисленных выше умений мы использовали критерий Пирсона (c2). Данные для расчета, на основании которых составлена табл. 10, приведены в Прил. 12.
Таблица 10
Уровень сформированности базовых умений
Умение |
Уровень сформированности | |||||
до эксперимента, чел. |
после эксперимента, чел. | |||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий | |
Сформулировать цели работы |
6 |
17 |
11 |
- |
13 |
21 |
Найти недостающие данные и перевести единицы измерения |
5 |
17 |
12 |
- |
7 |
27 |
Умение произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры |
11 |
14 |
9 |
5 |
14 |
15 |
Умение синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат |
10 |
16 |
8 |
3 |
14 |
17 |
c2набл.1 = 16,97; c2набл.2 = 29,63; c2набл.3 = 7,27; c2набл.4 = 15,28.
Таким образом, для заданного уровня значимости a=0,05 и числа степеней свободы k=3 c2набл.i > c2кр = 7,8. Следовательно, нулевая гипотеза отвергается; с вероятной погрешностью 0,05 можно сказать, что предлагаемая программа модульного обучения эффективнее традиционной системы обучения.
Положительные результаты, полученные при использовании в учебном процессе программы модульного обучения, были достигнуты благодаря целенаправленности обучения, тому, что в ходе обучения особое внимание уделялось практике. Каждый модуль построен таким образом, что его материал способствует формированию как всех перечисленных выше умений в общем, так и какого-либо одного конкретного. Например, в ходе изучения I модуля “Основные понятия и определения в области ТАУ” у студентов в большей степени развивалось умение найти недостающие данные и перевести единицы измерения, а также умение оперировать специальными терминами; занятия по II модулю “Устойчивость линейных систем и качество процесса управления” наиболее благоприятствовали развитию умения произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры; весь III модуль “Синтез систем автоматического управления рассчитан, прежде всего на то, чтобы формировать и совершенствовать умения студентов синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат. Развитие же умения сформулировать цели работы автоматически вытекает из структуры модулей по всему курсу ТАУ.