интерес народная музыка игра
Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса к народной музыке у младших школьников через игровую деятельность проходила на базе средней школы №1 г. Костанай в 3 «б» классе. Возраст учащихся – 8-9 лет. Количество учащихся – 25 человек (14 девочек, 11 мальчиков).
Первый этап – констатирующий, на котором выявлялся уровень знаний о народной музыке и степень заинтересованности ею. Для этого учащимся была предложена анкета. Анкетирование проводилось с целью выявления уровня знаний и интереса младших школьников к народной музыке. Предлагаемые варианты ответов: «да», «нет», «не знаю».
Были заданы вопросы, ответы на которые показали следующие результаты:
№ |
вопрос |
Да |
нет |
Не знаю |
1 |
Любите ли вы музыку? |
60% |
20% |
20% |
2 |
Часто ли вы слушаете музыку? |
40% |
36% |
24% |
3 |
Вызывает ли у вас интерес музыка вашего народа? |
24% |
48% |
28% |
4 |
Посещаете ли вы концерты? |
28% |
60% |
12% |
5 |
В вашей семье слушают или исполняют народную музыку? |
40% |
32% |
28% |
6 |
Хотели бы вы больше слушать народную музыку? |
16% |
72% |
12% |
7 |
Нравятся ли вам какие-либо народные песни? |
24% |
40% |
36% |
8 |
Знаете ли вы народные музыкальные инструменты? |
32% |
36% |
32% |
После анкетирования с учащимися была проведена беседа по следующим вопросам:
1. Знаете ли вы, что такое народная музыка?
2. Музыку каких народов вы слышали?
3. Назовите известные вам народные песни?
4. Где вы встречались с народной музыкой?
5. Ваши родители играют на каких-либо народных инструментах?
6. Музыку какого народа вы бы хотели послушать?
На первый вопрос ответило 10 человек (40%), причем 7 (28%) из них дали точное определение понятию «народная музыка», 9 (36%) человек не знают, что такое народная музыка, 6 (24%) учащихся затруднились с ответом.
12 (48%) человек отметили, что знакомы с казахской, русской народной музыкой, 9 (36%) учащихся сказали, что не знакомились с народной музыкой,4 (16%) человека затруднились с ответом.
8 (32%) человек назвали знакомые им народные песни, такие как «Во поле береза стояла», «Елим-ай», «Во саду ли, в огороде», 17(68%) человек не смогли ответить на поставленный вопрос.
10 (40%) учащихся отметили, что встречались с народной музыкой во время уроков, концертов, в домашней среде. 8 (32%) человек не встречались с народной музыкой, 7(28%) – затруднились ответить.
В семьях 4(16%) учеников родители играют на музыкальных инструментах, а именно на баяне, домбре, балалайке. 19 (76%) ученика ответили отрицательно на поставленный вопрос, 2 (8%) затруднились с ответом.
9 (36%) человек на уроке музыки хотели бы познакомиться с украинской, немецкой, татарской, киргизской народной музыкой. 13 (52%) учащихся не хотели бы знакомиться с народной музыкой, 3 (12%) затруднились с ответом.