2. По каким признакам вы определили, что это звучал танец?
3. Расскажите о характере музыки?
– анализируя лирическую народную песню «Несе Галя воду» учащиеся отвечают на поставленные вопросы:
1. Опишите характер этой песни?
2. Как вы считаете, к какому жанру народной музыки эта песня относится? Почему?
Тема: Музыка и культура Белоруссии.
– при анализе произведения «Вариации на тему «Перепелочка», перед учащимися стоит задача, определить к какой группе инструментов относится инструмент цимбал
Тема: Какая же она замечательная – народная музыка.
– учащиеся проводят анализ характерных особенностей песен: русской народной песни «Ах вы сени, мои сени» и украинской шуточной песни «Підманула, підвела». Анализ является предварительной подготовкой для проведения творческого задания «Мы – композиторы».
Метод рефлексии: данный метод необходимо использовать на завершающем этапе урока.
Тема: Казахская народная музыка.
– Учащимся необходимо нарисовать квадрат. Если урок ученикам понравился, им необходимо нарисовать внутри квадрата сердечко. Если же урок не понравился – то за пределами квадрата.
Тема: Трудовые русские народные песни.
– Упражнение «заверши фразу». Учащимся предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации урока. Педагог произносит незавершённую фразу и указывает на участника, которому предлагает её завершить. Можно предложить учащимся следующие фразы:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я научился… и.т.д.
Тема: Украинская народная музыка.
– Упражнение «комплимент», в процессе которого учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Тема: Музыка и культура Белоруссии.
– На столе учителя лежат вырезанные из бумаги красные и синие цветы. Ученики должны выбрать себе цветок и поместить его в общий букет (в вазе находится веточки, на них дети и прикрепляют свои цветы). Если урок понравился, необходимо прикрепить красный цветок. Если же урок не понравился – прикрепить синий цветок.
Тема: Какая же она замечательная – народная музыка.
– Упражнение «Плюс – минус – интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех глав. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» – «минус» записывается то, что не понравилось на уроке, было скучным, осталось непонятным. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают то, что хотелось бы еще узнать, вопросы к учителю.
Игровой метод: необходим не только для отдыха учащихся, но и для активизации познавательной активности.
Тема: Казахская народная музыка.
– интеллектуальная игра «Музыка моей родины». Способствует лучшему усвоению большого количества материала.
Учащиеся работают по группам (командам). Каждая группа (5-6 чел.) садится вокруг одного или трех плотно сдвинутых в компактный прямоугольник столов. Перед ними лист бумаги (один на группу), ручки (карандаши). Перед учителем стоит задача дать детям сведения о народной вокальной и инструментальной казахской музыке. Он заготавливает плакат, на котором разными цветами, в разных направлениях, вдоль и поперек листа, разными шрифтами написаны основные сведения, которые он мог бы изложить в своем рассказе. После краткого вступительного слова на доску вешается этот плакат. Детям предлагается некоторое время для его изучения. Время заранее объявляется и отслеживается учителем по часам. Затем плакат снимается, и команды должны на своем (одном) общем листе записать то, что они запомнили (об этом их следует предупредить перед вывешиванием плаката). Под записями подводится черта. Команды обмениваются листами, сверяют чужие записи со своими, дописывают под чертой свои дополнения (другим цветом). Листы возвращаются, проверяются авторами, которые отмечают повторы или незамеченные слова (например, обводят их). Опять обмениваются листами и подсчитывают результаты по баллам – кто больше сведений запомнил, кто больше дополнил, кто допустил меньше промашек в процессе проверки. Далее вывешивается учительский плакат и сравнивается с листами, где выписываются отсутствующие сведения. Подводится итог.