– сюжетно-ролевая игра «Жар-жар».
Учащимся предлагается представить, что они попали на казахскую свадьбу. Им необходимо исполнить традиционную обрядовую песню, исполняемую молодежью на прощальном вечере проводов девушки «Жар-жар». Объясняется, что эта песня исполняется в виде айтыса, при необходимости поясняется термин «айтыс». Под музыку сначала мальчики своими движениями, мимикой должны показать, как будет хорошо жить невесте в доме у мужа, а затем девочки всеми силами стараются изобразить свою печаль
– ритмическая игра «Поезд».
Игра направлена на тренинг вслушивания в изменение динамики звука.
Ученик, на которого показывает учитель, начнет хлопать в ладоши, затем к нему постепенно присоединяются остальные ученики, которым учитель будет подавать сигналы. Этим показывается, как поезд приближается к станции. Затем опять же по сигналам учителя, ученики по очереди прекращают хлопать – поезд убывает.
Тема: Трудовые русские народные песни.
– игра под пение «Хоровод». Во время этой игры учащиеся учатся координировать пение с процессом движения
Детям предлагается исполнить хоровод под русскую народную песню «На горе-то калина». На первоначальном этапе, этот хоровод можно исполнять под песню учителя, а затем можно включать учащихся в процесс пения. Правила можно усложнить: например, когда учитель станет петь быстрее, то и учащиеся должны начать быстрее двигаться.
– дидактическая игра «Угадай песню».
Учащимся раздаются карточки с картинками. Учитель объясняет суть игры, которая состоит в следующем: когда школьники услышать, что звучит русская народная песня “На горе- то калина”, они должны поднять карточку, где нарисован хоровод. Когда будет звучать русская народная песня «Во поле береза стояла», необходимо поднять карточки с рисунком березы, а когда зазвучит трудовая песня «Вниз по матушке, по Волге» – карточки с изображением лодки. Затем учитель вразброс исполняет песни, а дети поднимают карточки.
– игра-драматизация «Со вьюном я хожу». Направлена на развитие творческого потенциала учащихся.
Перед учащимися ставятся несколько задач:
1. предварительно прослушать русскую народную песню «Со вьюном я хожу»;
2. изобразить содержание песни с помощью движений, то есть для этого необходимо выделить ключевые моменты в певческом тексте, на которые потом учащиеся могут опираться.
– игра «Загадочный инструмент». Пробуждает учащихся к мыслительной активности.
Данную игру следует проводить после того, как учитель ознакомит школьников с известными русскими народными инструментами.
Играющие выбирают водящего, который должен выйти из класса. Остальные ученики какой-нибудь музыкальный инструмент (например: балалайка). Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента. Например:
– деревянная основа
– имеет струны
– средних размеров.
– треугольной формы
Если водящий догадывается, о каком инструменте идет речь, то новым водящим становится игрок, назвавший последний признак.
Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске или кассете.
Тема: Украинская народная музыка.
– дидактическая игра «Кто быстрей?». Направлена на активизацию знаний учащихся о народных инструментах.
С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов.
Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша».
Примечание: задачу можно усложнить например: участники должны называть только казахские или украинские народные инструменты.
– голосовая игра «Не летай, соловей». учит передавать голосом определенное настроение.
Учащимся необходимо разделиться на 5 групп. Каждой группе будет свое задание. Необходимо спеть слова «Не летай, соловей, у окошечка» с разным настроением. Первая группа должна спеть нежно, вторая – строго, третья – весело, четвертая – обиженно, пятая – так, как будто это строевая песня.