Наглядные методы:
Наглядно-зрительные методы: опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.
Тема: Казахская народная музыка.
– картинки казахского народного инструментария и портреты знаменитых композиторов Казахстана. Показ картин происходит вместе со словесным методом – опросом. Данный опрос проводится в начале урока и имеет своей целью выявление уровня знаний о казахской народной музыке.
–в качестве наглядного материала нами был использован плакат, на котором разными цветами, в разных направлениях, вдоль и поперек листа, разными шрифтами написаны основные сведения, которые мы излагали в своем предшествующем рассказе. Данный метод целесообразно использовать, когда учащимся предлагается большой объем материала для запоминания.
– показ картин народной казахской свадьбы. Данный показ подготавливал учащихся к проведению сюжетно-ролевой игры «Жар-жар».
Тема: Трудовые русские народные песни.
– демонстрация репродукции картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге». Этот показ проводится в процессе объяснения новой темы.
– картинки русского народного инструментария. Показ этих изображений, вместе с наглядно-слуховым методом подготавливает дидактическую игру «Загадочный инструмент».
Тема: Украинская народная музыка.
– картины природы Украины.
Тема: Музыка и культура Белоруссии.
– картины детей в национальной одежде.
– изображения белорусских народных инструментов: дуды и цимбалы.
– вырезанные из бумаги красные и синие цветы, необходимые для этапа рефлексии.
– видеозапись танца «Лявониха».
Тема: Какая же она замечательная – народная музыка.
– картины русского, казахского, украинского, белорусского инструментария
– плакат с неправильно написанными жанрами народной музыки. Он необходим для проведения дидактической игры «Беспорядок».
Наглядно-слуховые методы: является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом – основное содержание этого метода.
Тема: Казахская народная музыка.
– народная песня «Елім-Ай»;
– колыбельная «Бесик жыры»;
– обрядовая народная песня «Жар-жар»;
– домбровый кюй «Акку».
Тема: Трудовые русские народные песни.
– хороводная песня “На горе-то калина”;
– П.И.Чайковский 4-я симфония (финал);
– трудовая песня “Вниз по матушке, по Волге”;
– русская народная хороводная песня «Со вьюном я хожу»;
– стихотворение Н. Некрасова “Песнь о Волге”. Данное стихотворение необходимо использовать в комплексе со словесными и наглядными методами, для большего эмоционального отклика учащихся.
Тема: Украинская народная музыка.
– национальный танец «Гопак»;
– украинский танец «Казачок»;
– лирическая народная песня «Несе Галя воду»;
Тема: Музыка и культура Белоруссии.
– вариации на тему “Перепелочка”;
– народная песня «Бульба».
Тема: Какая же она замечательная – народная музыка.
– русская народная песня «Ах вы сени, мои сени».
– украинская шуточная песня «Підманула, підвела»;
– колыбельная «Бесик жыры».
Эти песни подготавливают проведение творческих игр: «Мы – композиторы» и «Рисуем музыку».
Практический метод: данный метод предполагает практическую деятельность, например исполнение песни, творческую работу.
Тема: Казахская народная музыка.
– исполнение колыбельной «Бесик жыры»; в процессе пения необходимо обращать внимание учащихся на характер исполнения;
Тема: Трудовые русские народные песни
– разучивание русской народной песни «Ах вы сени, мои сени».
Тема: Украинская народная музыка
– исполнение песни «Веселые гуси».
Тема: Музыка и культура Белоруссии.
– исполнение песни «Поезд»;
– игра на музыкальных инструментах «Наш оркестр»
– разучивание танца «Лявониха».
Тема: Какая же она замечательная – народная музыка.
– творческое задание «Мы – композиторы».
– исполнение песни «Ты, да я, да мы с тобой».
Частично-поисковой метод: задача этого метода заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно применять уже имеющиеся знания.