Констатирующий этап показал, что у большинства учащихся имеются отдельные, разрозненные знания о народной музыке и она не вызывает у них интерес.
Второй этап – формирующий. Этот этап состоит из пяти уроков по следующим темам:
– Казахская народная музыка;
– Трудовые русские народные песни;
– Украинская народная музыка;
– Музыка и культура Белоруссии;
– Какая же она замечательная – народная музыка.
Темы уроков |
Используемые методы |
Игровые приемы |
Казахская народная музыка |
– словесные методы: беседа, объяснение; – наглядно-зрительный метод; – наглядно-слуховой метод; – практический метод; – частично-поисковой; – метод анализа услышанного музыкального произведения; – метод междухудожественных ассоциаций; – игровой метод; – метод побуждения к сопереживанию; – метод рефлексии. |
– интеллектуальная игра «Музыка моей родины»; – сюжетно-ролевая игра «Жар-жар»; – ритмическая игра «Поезд». |
Трудовые русские народные песни |
– словесно-индуктивный (беседа); – наглядный метод; – частично-поисковой; – практический метод; – игровой метод; – метод побуждения к сопереживанию; – метод погружения в интонационный строй; – метод интонационно-тематических реминисценций; – метод рефлексии. |
– игра под пение «Хоровод»; – дидактическая игра «Угадай песню»; – игра-драматизация «Со вьюном я хожу»; – игра «Загадочный инструмент». |
Украинская народная музыка |
– словесный метод: беседа; – наглядно-иллюстративный метод; – метод анализа услышанного музыкального произведения; – практический метод; – наглядно-слуховой метод; – игровой метод; – метод создания художественного контекста – метод погружения в интонационный строй; – метод рефлексии; – метод сравнения. |
– дидактическая игра «Кто быстрей?» – голосовая игра «Не летай, соловей»; – игра «Знатоки песен». |
Музыка и культура Белоруссии |
– словесный метод; – наглядно-слуховой метод; – наглядно-иллюстративный метод; – частично–поисковой метод; – практический метод; – метод междухудожественных ассоциаций; – игровой метод; – метод создания композиций; – метод интонационно-стилевого анализа; –метод рефлексии. |
– дидактическая игра «Цветик-семицветик»; – пальчиковая игра «я художник»; |
Какая же она замечательная – народная музыка (обобщающий урок) |
– словесный метод; – наглядно-иллюстративный метод; – наглядно-слуховой метод; – игровой метод; – метод создания ситуации успеха; – частично-поисковой метод; – практический метод; – метод погружения в интонационный строй; – метод интонационно-стилевых модуляций; – метод рефлексии. |
– голосовая игра «Споем по очереди»; – дидактическая игра «Беспорядок»; – творческая игра «Рисуем музыку»; |
Словесные методы – использовались нами на каждом уроке. Следует чередовать объяснение учителя с беседой для поддержания рабочей атмосферы и интереса к уроку. Такой словесный метод как опрос следует применять в начале и в конце урока. В начале урока этот метод необходим для актуализации знаний учащихся, в конце – для лучшего закрепления новой темы. Объяснение лучше проводить в комплексе с другими методами: например наглядными. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы.