Тема: Казахская народная музыка.
– для выявления уровня знаний о казахской народной музыке учащимся были заданы следующие вопросы:
1. Дайте определение, что такое казахская народная музыка?
2. Назовите известных казахских композиторов?
3. Какие вы знаете казахские музыкальные инструменты?
4. Назовите известные вам произведения, написанные казахскими композиторами?
Тема: Трудовые русские народные песни.
– после прослушивания хороводной песни «На горе то калина», учащиеся отвечали на вопросы:
1. Музыка композиторская или народная сейчас прозвучала?
2. Какому народу она принадлежит?
3. Как об этом рассказала музыка через средства музыкальной выразительности?
– опираясь на приобретенный ранее музыкальный опыт, учащимся были заданы вопросы:
1. Назовите известные вам русские народные инструменты?
2. Какие вы знаете русские народные песни?
3. В каких случаях исполняются народные песни?
– интеллектуальное задание: вспомнить стихи, пословицы, поговорки, относящиеся к русскому народному творчеству.
Тема: Украинская народная музыка.
– для выявления знаний, полученных на прошлом уроке, заданы вопросы:
1. С музыкой какого народа вы познакомились на прошлом уроке?
2. Назовите самый древний вид музыкального искусства на Руси?
3. Как называются песни, которые исполняются во время работы?
Тема: Музыка и культура Белоруссии.
– для выявления знаний, полученных на прошлом уроке, заданы вопросы:
1. С какими украинскими народными инструментами вы познакомились на прошлом уроке?
2. Назовите самые известные украинские танцы?
3. Какой народный украинский танец исполняют только мужчины?
4. К какому жанру народной песни относится песня «Несе Галя воду»?
Тема: Какая же она замечательная – народная музыка.
– учащимся в начале урока были заданы вопросы, которые помогают закреплению ранее изученных тем:
1. С музыкой каких народов вы познакомились?
2. Какие вы можете выделить жанры народной музыки?
3. С какими народными инструментами вы познакомились?
4. Назовите композитора, который в финале своей симфонии использовал русскую народную песню?
5. Какой украинский танец использован в произведениях русских и украинских композиторов?
6. Чем отличается украинский танец «Гопак» от танца «Казачок»?
7. Название какой белорусской песни переводится как «картошка»?
8. Какой струнный музыкальный инструмент получил наибольшее распространение в Белоруссии?
Метод анализа услышанного музыкального произведения: данный метод применяется вместе с наглядно-слуховым методом.
Тема: Казахская народная музыка.
– после прослушивания казахской народной песни «Елім-Ай», учащимся были заданы вопросы:
1. Какие чувства вызвала у вас эта песня?
2. Какой характер песни?
3. Как вы думаете, о чем здесь поется?
Тема: Трудовые русские народные песни.
– анализируя народную хороводную песню «На горе то калина», школьники отвечали на следующие вопросы:
1. Что отличает эту музыку от других русских народных произведений?
2. К какому жанру вы бы отнесли это произведение и почему?
3. Где могло бы звучать это произведение?
4. Ребята, а что воспевали в этой песне?
– в процессе слушания симфонии №4(финал) П.И.Чайковского, учащимся необходимо активизировать свое внимание, чтобы услышать русскую народную песню «Во поле береза стояла», которую использовал композитор в своем произведении.
–после изучения новой темы и слушания трудовой песни «Вниз по матушке, по Волге», учащимся снова предлагается ряд вопросов:
1. Какими чувствами отозвалась в ваших сердцах эта песня?
2. Какое душевное состояние передала вам она?
3. Как вы думаете, какая эта грусть, печаль – поверхностная или глубокая?
4. Как вы считаете, такая песня могла помочь человеку, когда он трудится? Почему?
Тема: Украинская народная музыка.
– сравнительный анализ национальных танцев «Гопак» и «Казачок». Предлагаются следующие вопросы:
1. Как вы считаете, к какому жанру относится эта музыка – к песне, танцу или маршу?