Метод побуждения к сопереживанию.
Тема: Казахская народная музыка.
– после прослушивания народной песни «Елім-Ай», учащимся предлагается ряд вопросов:
1. Какие чувства вызвала у вас эта песня?
2. Какой характер песни?
3. Как вы думаете, о чем здесь поется?
Для лучшего осознания содержания песни учащимся был прочитан дословные перевод.
Тема: Трудовые русские народные песни.
– целесообразно применять несколько форм работы, при знакомстве с трудовой песней «Вниз по матушке, по Волге», чередуя показ картин со слушанием музыки. В качестве наглядного метода применяется репродукция картины И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”.Также учащимся было зачитано стихотворение Н.Некрасова, который в своем произведении “Песнь о Волге” описал тяжелый труд простых людей.
Метод междухудожественных ассоциаций. Сущность этого метода состоит в том, что через сопоставление мелодии, танца и языка, обычаев и традиций учащиеся, выявляя общие черты народной символики, ощущают целостность своей национальной культуры.
Тема: Казахская народная музыка.
– данный метод реализуется в процессе проведения сюжетно-ролевой игры «Жар-Жар». Так, сопоставляя картины народной свадьбы, музыкальный материал, рассказ учителя об обычаях и традициях казахской свадьбы, учащиеся лучше воспринимают целостность культуры.
Тема: Музыка и культура Белоруссии.
– реализация данного метода происходит в процессе разучивания танца «Лявониха». Учащиеся сопоставляют мелодию, танец и язык, выявляя общие особенности.
Метод интонационно-тематических реминисценций. Сущность данного метода заключается в обнаружении народных мелодий в тексте музыкальных произведений.
Тема: Трудовые русские народные песни.
– Учащимся предлагается прослушать запись 4-ой симфонии П.И.Чайковского и ответить на вопрос «Какая народная песня была использована композитором?».
Метод интонационно-стилевых модуляций. Метод способствует выработке творческой активности, логического мышления учащихся.
Тема: Какая же она замечательная – народная музыка.
– Учащимся предлагается творческое задание учащиеся «Мы – композиторы». Подготовительный этап к проведению этого задания заключается в анализе характерных особенностей песен: русской народной песни «Ах вы сени, мои сени» и украинской шуточной песни «Підманула, підвела». Затем учащимся необходимо провести внедрение элементов одного национального музыкального стиля в музыкальную ткань другого, то есть с помощью учителя сочинить новую мелодию. Задание проводится коллективно, в начальных классах с помощью учителя.
Метод погружения в интонационный строй. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся учатся находить в произведениях особенности мелодии, текста, использования инструментов, которые характерны для определенного народа.
Тема: Трудовые русские народные песни.
– анализируя услышанные на уроке народные песни, ученики выделили особенности, которые характерны именно для русских народных песен. Основой для работы послужили такие произведения:
1. Русская народная песня «Во поле береза стояла»
2. Русская народная хороводная песня “На горе-то калина”.
3. Трудовая русская народная песня “Вниз по матушке, по Волге”.
4. Русская народная хороводная песня “Со вьюном я хожу”.
Учащиеся отметили, что для этих песен характерно:
1. наличие в тексте специфических слов и речевых оборотов, характерных для культуры русского народа: «вьюн», «девицы красные», «люли-люли».
2. плавные мелодии, спокойного характера;
Тема: Украинская народная музыка.
– данный метод осуществляется на основе лирической народной песни «Несе Галя воду». В ходе анализа произведения, для лучшего осмысления текста песни, учитель объясняет значение отдельных слов: например «зозуля» с украинского переводится как «кукушка», «шанувала» – «уважала» и.т.д.
Из особенностей мелодии песни, учащиеся выделяют:
плавные мелодии;
распевы в конце фраз;
спокойный характер.
Учащимся также можно предложить сравнить особенности мелодии украинских и русских песен и выделить их общие черты.