– игра «Знатоки песен».
Школьники поют хорошо известную им песню (в данном случае это украинская народная песня «Веселые гуси»). Когда песня закончится, учитель быстро подходит к одному из учащихся и говорит какое-либо слово или строку из песни. Тот, к кому учитель обращается, должен сейчас же сказать следующее слово или строку песни. Кто из ребят ошибается- встает. Победители те, кто остался, после окончания игры, сидеть на местах.
Тема: Музыка и культура Белоруссии.
– дидактическая игра «Цветик-семицветик». Игра направлена на развитие памяти и музыкального слуха.
Необходимо приготовить большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми школьники знакомились в классе.
Ученики сидят полукругом. Приходит садовник (учитель) и приносит им необыкновенный цветок. Вызванный ученик вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Учитель исполняет произведение или включает запись.
Пример использования музыкального произведения и иллюстрации:
Казахская колыбельная «Бесик жыры» |
Спящий ребенок |
Украинская песня «Веселые гуси» |
Изображение двух гусей |
Домбровый кюй «Акку» |
Картинка лебедя |
Русская песня «Во поле береза стояла» |
Рисунок березы |
Белорусская песня «Бульба» |
Изображение картошки |
Казахская обрядовая песня «Жар-Жар» |
Картинка казахской свадьбы |
Украинский национальный танец «Казачок» |
Танцующая пара в украинских костюмах |
– пальчиковая игра «я художник». Данную игру можно использовать вне связи с темой урока, как разминку.
Учащиеся повторяют за учителем слова и движения.
Ученикам предлагается вспомнить всем известную песню. В нашем случае – это русская народная песня «Во поле береза стояла» первый куплет. Учащихся необходимо разделить на четыре группы. Первой группе предлагается спеть этот куплет так, как будто участники этой группы не выговаривают букву «р.». Везде, где есть этот звук, его надо заменить на букву «л». Второй группе необходимо спеть этот куплет, заменяя букву «л», буквой «р.». третья группа должна спеть куплет, представляя себя солдатами на марше. Четвертая группа должна представить себя ясельными детьми с тонкими голосами. После того, как все группы по очереди исполнили свой вариант, можно предложить им спеть все варианты вместе.
– дидактическая игра «Беспорядок». Способствует выработке логического мышления.
Необходимо заготовить плакат, на котором записаны жанры народной музыки, только слоги должны быть перепутаны. Перед учащимися стоит задача, определить, какие жанры зашифрованы на этом плакате.
– творческая игра «Рисуем музыку». Развивает музыкальный слух.
Необходимо выбрать песню, которая хорошо известна учащимся. В нашем случае это колыбельная «Бесик жыры», которые дети изучали на уроке. Сначала необходимо начертить основную линию. С неё учащиеся начнут рисовать музыку.
Далее необходимо поставить на линии точку – это первый звук песни. Далее учащиеся вместе с педагогом медленно пропевают мелодию и на каждый слог ставят точку. Если звук ниже предыдущего, то точка рисуется соответственно. Надо следить за тем, что если в песне встретится такой же звук, как первый, то он тоже должен быть на линии. Так необходимо записать все ноты, полученные точки соединить.
Кроме общепедагогических методов, применяемых на каждом уроке, в процессе реализации опытно-экспериментальной работы мы использовали также специфические методы обучения.