Игра " Числа ".
Цель: развивать способность переключать внимание.
Ход игры: взрослый и ребёнок, или несколько детей, поочерёдно называют числа, но вместо чисел, содержащих 3, например 13, или делящихся на 3, следует хлопок в ладоши. Аналогично можно проводить игру с другими числами.
Игра способствует формированию вычислительных навыков.
Игра " Поём вместе ".
Цель: развивать способность переключать внимание. Развивать музыкальный слух.
Ход игры: ребёнок, один или со взрослыми, поёт. Второй взрослый выполняет роль ведущего. После одного хлопка, ребёнок поёт вслух, если два хлопка, то он продолжает петь, но про себя. Один хлопок – снова пение вслух.
Игра " Наоборот ".
Цель: развитие внимания.
Ход игры: ведущий показывает движения, а ребёнок должен делать наоборот.
Например: ведущий поднимает руки вверх, а ребёнок должен опустить вниз.
Игра " Запрещённые движения ".
Цель: развивать внимание, увеличивать его объём.
Ход игры: ребёнок должен повторять движения, которые показывает ведущий, все, кроме одного. Какое движение " запрещённое " оговаривается заранее.
Игры 3 -4 можно использовать в качестве физкультурных пауз на уроках.
Игра " Поиск предмета ".
Цель: развивать внимание, увеличивать его объём.
Оборудование: несколько мелких предметов: значок, ластик, колечко и т.д.
Ход игры: ребёнок внимательно рассматривает и запоминает предметы, затем выходит из комнаты. Ведущий кладёт на видное место один из предметов, ребёнок, пройдя по комнате, должен назвать этот предмет.
Игра " Пишущая машинка ".
Цель: развивать внимание, способность переключать внимание.
Ход игры: игрокам предлагается распечатать фразу, например, " Травка зеленее, солнышко блестит ". Игроки По-очереди называют буквы, а когда надо ставить знак препинания – вместе топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши.
Игра " Найди различия ".
Цель: развивать наблюдательность, внимание, увеличивать его объём.
Оборудование: две картинки с небольшим количеством различий ( до 10 ) в деталях.
Задание: ребёнок должен назвать или сосчитать все различия.
При соответствующей организации игры 1 - 6 может проводить учитель в классе.
Перед современной школой стоят огромные задачи. Под влиянием социального прогресса, высоких темпов развития науки и техники возрастают требования, предъявляемые обществом к молодому поколению. Поэтому повышается теоретический уровень школьных программ, расширяется их объём. Среднее образование должны получить все школьники и успешно обучающиеся и отстающие в учении.
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности ученика с реально достигнутым им уровнем умственного развития и его потенциальными возможностями. Внутренних причин, порождающих отставание в освоении знаний, немало, многообразны их сочетания.
Исследования, таких авторов как Калмыкова, Гильбух и др., показывают, что можно выделить поведенческие особенности, характерные для значительных групп учащихся, неуспевающих в какой-либо области.
Знание типа отставания даёт возможность провести работу с целью определения причины неуспешности, которая может лежать во внутреличностной или внеличностной ( по отношению к ребёнку ) сфере, иметь педагогический, психологический или нейрофизиологический характер.
Дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведёт к неудачам в учёбе. Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства:
Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю.Бабанский для этого была предложена концепция оптиматизации учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдения за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум-совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.