Кроме создания ситуации успеха возможны следующие меры:
В процессе опроса учитель подчеркнуто проявляет по отношению к отстающему ученику особую доброжелательность, подбадривает его.
При объяснении нового материала учитель более часто обращается к отстающему ученику с различными вопросами, по возможности привлекает его в качестве помощника при использовании наглядных пособий.
В ходе самостоятельной работы ученик получает необходимую помощь с постепенным увеличением её степени. Например, если затрудняется решить задачу, ему указывают на аналогичную задачу, выполненную ранее, затем напоминают подход к её решению и лишь в случае недостаточности такой помощи прямо указывают конкретный путь решения. При этом неизменно отмечаются положительные моменты в работе ученика, его надо постоянно поощрять к новым усилиям.
С учеником необходимо проводить короткие беседы о значимости знаний по предметам в повседневной жизни людей.
Пробелы в знаниях, умениях и навыках.
Методика ликвидации пробелов не входит за рамки коррекционных приёмов, рекомендуемых в методических пособиях. Необходимо так же помнить о роли ситуации успеха.
Низкий уровень развития умственных способностей.
Для детей данного психолого-педагогического подтипа характерно недостаточное развитие способностей к обобщению, логическому рассуждению, пространственному восприятию и воображению, ригидность мыслительных действий.
Для учащихся с низким уровнем развития мыслительных способностей коррекционный комплекс предусматривает, в первую очередь, формирование приёмов анализа и синтеза при решении математических задач.
С учеником отрабатываются алгоритм, представляющий систему операций, применяемых в процессе работы над задачей. Он включает следующие последовательные предписания:
- внимательно прочитай задачу,
- выдели, что дано в задаче и о чём в ней спрашивается,
- определи те величины, которые нужны для решения, но числовых значений в задаче не имеют,
- разложи составную задачу на ряд простых,
- запиши задачу в виде схемы,
- составь по схеме математическое выражение,
- реши его,
- сделай проверку решения задачи.
У учащихся формируются понятия " величина ", " неизвестная величина ", " числовое значение величины ", " составная задача ", " математическое выражение задачи " и т. Д. Отрабатывается схематическое изображение структуры задачи. Используется форма с двумя символами: II – обозначение названия величины, значение которой, необходимо определить, _ - указание направления от определённого арифметического действия к его следствию. Вертикальное и горизонтальное расположение – переход от одного этапа решения к другому.
Такая последовательность умственных действий при анализе математических задач может значительно облегчить процесс решения. С одной стороны, ребёнок знает, каким будет следующий шаг и это помогает ему сконцентрироваться на определённой цели, то способствует результативности умственных действий. С другой стороны, схема помогает лучше представить структуру задачи, уяснит соотношение элементов. Схематическое выражение служит опорой, позволяющей ребёнку сконцентрировать всё своё внимание на мыслительном анализе задачи.
Для учащихся с недостаточным развитием пространственного восприятия и воображения и воображения могут быть использованы следующие коррекционные приёмы.
Решение математических задач на измерение, а так же задач, требующих графической записи пространственных свойств и отношений.
Решение задач с элементами пространственного конструирования.
Решение задач, связанных с представлением тела по некоторым его элементам.
Упражнения по измерению длины на глаз или построение отрезка заданной длины на глаз.
Если недостаточное развитие мыслительных процессов не связано с педагогической запущенностью, то родители могут использовать систему игр и упражнений. ( смотреть ниже )
Для устранения отставания не менее важно работа по предотвращению.
В связи с этим, необходимо сказать " о модальной специфичности мышления, в зависимости от того, в каком виде представлена информация…, и о существовании особенного, " своего " языка…, о репрезентативных системах–индивидуально, предпочитаемых способах восприятия, кодирования и хранения информации." В зависимости от типа репрезентативной системы, дети делятся на аудиалов – они как бы проговаривают все происходящее вокруг них, визуалов – просматривают события, и кинестетиков – действуют, исходя из общего ощущения ситуации. Ребёнку важно воспринять в удобном для кодирования виде, т.к. ученик ещё не может пользоваться произвольно своим языком, не зависимо от вида поступающей информации.