На уроке большую часть времени занимают рассказ учителя, особенно при объяснении нового материала – идеальные условия для аудиалов. Использование иллюстративных материалов позволяет воспринимать информацию визуалам. Кинестетики остаются вне урока, и чаще всего, именно они попадают в число неуспевающих. [ 24, с. 65 ]
Методика поэтапного формирования умственных действий Гальперина позволяет веем учащимся усваивать учебный материал.
1 этап состоит в том, чтобы развёрнуто со всеми пояснениями продемонстрировать интеллектуальную операцию.
2 этап – учащиеся выполняют соответствующие действия с предметами – позволяет подключить к уроку кинестетиков.
3 этап – громко проговаривание алгоритма будущего умственного действия, когда происходит осознание, овладение.
Визуалов и кинестетиков необходимо учить методам перевода аудиальной информации на язык своей репрезентативной системы и учить выходить за её рамки, т.е. формировать аудиальную систему доступа.
При работе по инструкции надо просить детей проговаривать всё, что они видят или делают.
Для некоторых учащихся с отставанием характерна невнимательность, поэтому их надо учить приёмам речевого самоконтроля. Сначала необходимо рассказать, что он будет делать, а затем приступить к выполнению задания, в процессе выполнения проговаривать все операции, осуществлять действие под самодиктовку.
Если отставание обуславливается медлительностью, то необходимо больше работать с такими сложными навыками, например: устный счёт, которые можно свернуть и автоматизировать.
Недостаточное развитие кратковременной образной или речевой памяти также может осложнять отставание. В этом случае полезно заниматься развитием произвольной речи, обобщением словарного запаса. Активизация речи расширяет возможности всех связанных с ней психических процессов: памяти, восприятия, мышления. [ 12 ]
Можно предварительно рассказывать содержание уроков, с этим могут справиться родители.
При социально-педагогической запущенности – недостатке заботы и внимания родителей – детей необходимо учить правильно говорить, строит предложения, и объяснять значения слов.
Эти меры будут способствовать речевому развитию и повышению уровня сформированности навыка чтения, без которого невозможно самостоятельное решение задач.
Для успешного обучения математике необходимо, чтобы у ребёнка были хотя бы задатки абстрактного мышления. Основой его формирования должно стать понятийно-интуитивное и понятийно логическое мышление, а не ассоциативное или комбинаторное.
Работу по формированию абстрактного мышления нужно начинать с обучения, операциям сравнения, категоризации – отношение к определённому виду в рамках определённого рода на основании внутренней сущностной характеристики явления. [ 12, с. 11 ]
Необходимо отметит, что развитию абстрактного мышления способствует обучение устному счёту. Но этот процесс нельзя торопить, ребёнок должен, если ему это нужно, считать с опорой на конкретные действия, наглядное представление примера, пока не сможет считать в уме. Если ребёнок сразу произносит ответ, то можно заключить, что у него сформировалась база для развития абстрактного мышления; у учащегося " сложилось внутреннее представительство числового поля – отображение структуры множества натуральных чисел. После этого ребёнок сможет легко усвоить таблицу умножения…"
Приложение 1
Противоположности. ( Вербальный вариант ) подбор слов-антонимов
1. |
Тупой |
1. | |
2. |
Тонкий |
2. | |
3. |
Грязный |
3. | |
4. |
Чужой |
4. | |
5. |
Низ |
5. | |
6. |
Крупный |
6. | |
7. |
Враг |
7. | |
8. |
Высокий |
8. | |
9. |
Младший |
9. | |
10. |
Сухой |
10. | |
11. |
Красивый |
11. | |
12. |
Твёрдый |
12. | |
13. |
Горький |
13. | |
14. |
Меньшинство |
14. | |
15. |
Поднимать |
15. | |
16. |
Беречь |
16. | |
17. |
Легко |
17. | |
18. |
Победа |
18. | |
19. |
Бодрость |
19. | |
20. |
Истина |
20. |