Инструкция испытуемому.
" Подбери и напиши слова, противоположные по значению к приведенным здесь словам ".
Инструкция к наблюдению и интерпретация результатов.
Во время проведения тестирования необходимо оценивать скорость и качество понимания и принятия ребёнком задания, точность и правильность его выполнения, логичность и обоснованность пояснений, степень самостоятельности в выполнении заданий, скорость выполнения заданий, частоту отвлечений.
Наблюдая за ребёнком во время выполнения заданий, можно выявить:
- сформированность понятий;
- способность вычленять основные, существенные признаки, устанавливать связи между предметами и их функциональным назначением;
- умение понимать значение противоположного, подбирать антонимы, что даёт представление об уровне развития у ребёнка способности к обобщению, отвлечению, абстрагированию;
- умение обосновать свой выбор ( суждения, умозаключение );
- умение предлагать и обосновывать различные решения;
- сформированность операций мышления ( анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение )
Приложение 2
Выделение существенных признаков понятий.
Бланк заданий |
1. Сад ( растения, садовник, собака, забор, земля ) |
2. Река ( берег, рыба, рыболов, тина, вода) |
3. Книга ( рисунки, фантастика, бумага, любовь, текст ) |
4. Игра ( карты, игроки, штрафы, наказания, правила ) |
5. Пение ( звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия ) |
6. Чтение ( глаза, печать, книга, картина, слово ) |
7. Больница ( помещение, сад, врач, радио, больные ) |
8. Деление ( класс, делимое, карандаш, делитель, бумага ) |
Инструкция испытуемому.
" На бланке напечатаны ряды слов. В каждой строчке приводится одно основное слово и в скобках пять слов, относящихся к нему. Необходимо из слов, приведенных в скобках, выбрать и подчеркнуть два, наиболее связанные по существенным признакам с основным словом ".
Например: Река ( берег, рыба, тина, вода, рыболов ).
Река, берег, вода – слова, которые надо подчеркнуть, они обозначают понятия, наиболее связанные между собой.
Инструкция к наблюдению и интерпретация результатов.
Наблюдая ребёнка в процессе выполнения задания, необходимо убедиться в том, что он правильно понимает смысл инструкции.
Если смысл задания ребёнку непонятен, можно выполнить вместе в ним два-три задания-примера, демонстрируя образцы рассуждений, приводящих к правильному решению.
Необходимо стимулировать ребёнка к рассуждениям по поводу принимаемых им решений. ( " Объясни, почему ты выбрал эти слова " ).
В ходе обследования необходимо анализировать причины допускаемых ребёнком ошибок. Так, например, ребёнок 7-8 лет может в процессе работы " забыть " задание. В этом случае можно попросить его повторить задание и ещё раз самостоятельно объяснить правильно решённый пример. Далее предложить ребёнку исправить неверно решённые задания.
На основании обследования можно делать выводы:
- о качествах мыслительной деятельности ребёнка;
- о способе решения мыслительной задачи;
- индивидуальном темпе мыслительной деятельности;
- некоторых качествах внимания;
- сформированности понятийной сферы.
Приложение 3
Исключение понятий ( Вербальный вариант )
Бланк заданий |
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. |
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. |
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. |
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. |
5. Сладкий, горячий, горький, кислый, солёный. |
6. Берёза, сосна, дерево, дуб, ель. |
7. Самолёт, телега, человек, корабль, велосипед. |
8. Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр. |
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр. |
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт. |
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. |
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево. |