Игры и упражнения на развитие внимания

Страница 6

Инструкция испытуемому.

" Подбери и напиши слова, противоположные по значению к приведенным здесь словам ".

Инструкция к наблюдению и интерпретация результатов.

Во время проведения тестирования необходимо оценивать скорость и качество понимания и принятия ребёнком задания, точность и правильность его выполнения, логичность и обоснованность пояснений, степень самостоятельности в выполнении заданий, скорость выполнения заданий, частоту отвлечений.

Наблюдая за ребёнком во время выполнения заданий, можно выявить:

- сформированность понятий;

- способность вычленять основные, существенные признаки, устанавливать связи между предметами и их функциональным назначением;

- умение понимать значение противоположного, подбирать антонимы, что даёт представление об уровне развития у ребёнка способности к обобщению, отвлечению, абстрагированию;

- умение обосновать свой выбор ( суждения, умозаключение );

- умение предлагать и обосновывать различные решения;

- сформированность операций мышления ( анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение )

Приложение 2

Выделение существенных признаков понятий.

Бланк заданий

1. Сад ( растения, садовник, собака, забор, земля )

2. Река ( берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3. Книга ( рисунки, фантастика, бумага, любовь, текст )

4. Игра ( карты, игроки, штрафы, наказания, правила )

5. Пение ( звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия )

6. Чтение ( глаза, печать, книга, картина, слово )

7. Больница ( помещение, сад, врач, радио, больные )

8. Деление ( класс, делимое, карандаш, делитель, бумага )

Инструкция испытуемому.

" На бланке напечатаны ряды слов. В каждой строчке приводится одно основное слово и в скобках пять слов, относящихся к нему. Необходимо из слов, приведенных в скобках, выбрать и подчеркнуть два, наиболее связанные по существенным признакам с основным словом ".

Например: Река ( берег, рыба, тина, вода, рыболов ).

Река, берег, вода – слова, которые надо подчеркнуть, они обозначают понятия, наиболее связанные между собой.

Инструкция к наблюдению и интерпретация результатов.

Наблюдая ребёнка в процессе выполнения задания, необходимо убедиться в том, что он правильно понимает смысл инструкции.

Если смысл задания ребёнку непонятен, можно выполнить вместе в ним два-три задания-примера, демонстрируя образцы рассуждений, приводящих к правильному решению.

Необходимо стимулировать ребёнка к рассуждениям по поводу принимаемых им решений. ( " Объясни, почему ты выбрал эти слова " ).

В ходе обследования необходимо анализировать причины допускаемых ребёнком ошибок. Так, например, ребёнок 7-8 лет может в процессе работы " забыть " задание. В этом случае можно попросить его повторить задание и ещё раз самостоятельно объяснить правильно решённый пример. Далее предложить ребёнку исправить неверно решённые задания.

На основании обследования можно делать выводы:

- о качествах мыслительной деятельности ребёнка;

- о способе решения мыслительной задачи;

- индивидуальном темпе мыслительной деятельности;

- некоторых качествах внимания;

- сформированности понятийной сферы.

Приложение 3

Исключение понятий ( Вербальный вариант )

Бланк заданий

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, горький, кислый, солёный.

6. Берёза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолёт, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация