Особенности инновационной деятельности в системе профессионально-педагогического образования

Современное образование » Содержание и условия процесса подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе » Особенности инновационной деятельности в системе профессионально-педагогического образования

Страница 1

Инновационные процессы в системе профессионально-педагогического образования реализуются посредством инновационной деятельности педагогов профессионального обучения. Исследование сущности и особенностей инновационной деятельности в системе профессионально-педагогического образования требует более подробного рассмотрения понятия инновационной деятельности в современной педагогической инноватике. Исследования инновационной деятельности педагогов содержатся в работах К. Ангеловски, Э. Д. Днепрова, М. С. Бургина, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, В. В. Краевского, Н. Д. Никандрова, С. Д. Полякова, Я. С. Турбовского, О. Г. Хомерики, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой и др. [6, 56, 32, 64, 85, 96, 137, 154, 89, 204, 210, 220].

Вопросы характера и содержания профессионально-педагогической деятельности в профессиональном образовании рассматривались в работах А. П. Беляевой, С. Я. Батышевым, Э. Ф. Зеером, Н. В. Кузьминой, A. M. Новикова, В. С. Леднева и др. [20, 161, 67, 102, 141, 111].

Влиянию личности педагога, его профессиональных способностей, ориентации на творческую инновационную деятельность уделяли внимание К. Ангеловски, В.И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н.Д. Никандров, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и др. [6, 64, 80, 102, 122, 137, 181]. В исследованиях обобщен опыт подготовки учителя к инновационной деятельности (Э. Д. Днепров, Л.С. Подымова, Н.Д. Никандров, Каспржак А.Г., Кан-Калик В. А., А. В. Хуторской и др.) [56, 181, 137, 83, 80, 205].

В.А. Сластенин и Л.С. Подымова подразумевают под инновационной деятельностью комплексный, целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы [181, с. 35].

А. В. Хуторской отмечает, что инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс.

К основным функциям инновационной деятельности данный автор относит изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п. [205, с. 47].

Некоторые авторы рассматривают инновационную деятельность в широком смысле, в масштабе образовательного учреждения.

Так, А. Каспржак понимает под инновационной деятельностью такую работу образовательного учреждения, которая реализует целостные образовательные программы, влияющие сущностно на изменение философских оснований школы, принципиально меняющих, как следствие, характер взаимоотношений между субъектами педагогического процесса, содержание и характер жизни и учителя, и ученика [83, с. 37].

Следует отметить, что термин «инновационная педагогическая деятельность», по мнению ряда ученых (К.Ангеловски, Э.Д.Днепров, Н.И.Лапин, Л.С.Подымова и др.) до настоящего времени остается в должной мере нераскрытым [6, 56, 107, 181]. В исследовательской литературе сложилось несколько направлений его изучения:

1. Теоретико-методологическое (М.С.Бургин, А.И.Пригожин, Н.Р.Юсуфбекова и др.) [32, 157, 220];

2. Социокультурное (К.А. Абульханова-Славская, Н. И. Лапин и др.) [3, 107];

3. Историко-педагогическое (Э. Д. Днепров, Г. К. Селевко, А. Н. Тубельский, П.Г.Щедровицкий и др.) [56, 178, 193, 217];

4. Психолого-педагогическое (Л.С.Подымова, В.А.Сластенин, и др.) [181].

В соответствии с целями и задачами исследования примем за основу положения психолого-педагогического направления, которое особое внимание отводит исследованию процесса инновационной деятельности, мотивации и подготовки к её осуществлению. Таким образом, инновационная деятельность выступает как деятельность по осуществлению инновационного процесса, которая обеспечивает превращение новых идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация