Особенности инновационной деятельности в системе профессионально-педагогического образования

Современное образование » Содержание и условия процесса подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе » Особенности инновационной деятельности в системе профессионально-педагогического образования

Страница 2

Моделируя инновационную деятельность В. А. Сластенин и Л. С. Подымова выделяют мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный структурные компоненты инновационной педагогической деятельности [181]. По их мнению, в качестве функциональных компонентов инновационной педагогической деятельности выступает:

- личностно-ориентированное содержание образовательных программ;

- принятие решений об использовании нового;

- формирование целей педагогической деятельности на основе инновационных концептуальных подходов;

- осуществление экспериментальной деятельности;

- прогнозирование трудностей;

- внедрение новшеств в образовательный процесс;

- коррекция и оценка инновационной деятельности.

Критериями инновационной педагогической деятельности являются творческая восприимчивость к педагогическим инновациям, творческая активность, методологическая и технологическая готовность к введению новшеств, культура общения. Сформированность готовности к инновационной деятельности проявляется на репродуктивном, эвристическом, креативном уровнях.

Н. Р. Юсуфбекова по отношению к инновациям и инновационной деятельности в масштабах образовательного учреждения выделяет следующую совокупность критериев инновационной деятельности:

- актуальность инновации, степень её соответствия потребностям образовательного учреждения;

- соответствие инновационной идеи общей концепции развития образовательного учреждения;

- результативность (оценка по аналогии с инновацией в другом образовательном учреждении либо экспертным путем);

- творческая новизна как инновационный потенциал идеи;

- методическая разработанность инновационной идеи (наличие конкретного описания её содержания, структуры, технологии её освоения);

- возможности потенциальных участников инновационного процесса (определяются доступностью технологии, характером и силой мотивации участников, мерой необходимой подготовки и т.д.);

- дифференциация интересов преподавателей по отношению к инновации;

- возможность сопротивления инновации;

- временные и материальные затраты на освоение новшества;

- организационные условия;

- нормативно-правовое обеспечение;

- соответствие уровню последних достижений педагогической науки и практики [220]. В понимании готовности к инновационной деятельности исходим из принятого определения базовой готовности, данного Н.Ф. Талызиной, по следующим уровням:

- овладение видами деятельности, необходимыми любому специалисту;

- овладение видами деятельности, обусловленными современным образом жизни;

- овладение видами деятельности, необходимыми педагогу для осуществления любой инновации, нововведения [187].

Тогда процесс подготовки педагогов к инновационной деятельности характеризует его переход от субъектно-мотивационной к когнитивной и от неё - к операционально-деятельностной.

Исследование показало, что при достаточно большом числе работ, посвященных инновационной педагогической деятельности, инновационная деятельность педагога профессионального обучения как особый вид инновационной педагогической деятельности, специфика которого определена особенностями профессионально-педагогического образования и условиями профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования, исследована недостаточно. Исследование инновационного развития профессионально-педагогического образования на современном этапе позволяет сделать вывод, что существует необходимость переосмысления содержательных и процессуальных характеристик инновационной деятельности педагога профессионального обучения и подготовки к ней в условиях гуманизации, технологизации, информатизации, интеграции и других тенденций развития профессионально-педагогического образования. Это связано с:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация