Условием осуществления инновационной деятельности является направленность педагога профессионального обучения на положительное восприятие новшеств, развитие потребности в постоянном саморазвитии личностно-профессиональных качеств и совершенствовании профессионально-педагогической деятельности на основе различных инноваций, необходимость эффективной научно-методической переработки результатов инновационных процессов на производстве, в экономике и социуме.
Профессиональная деятельность педагога профессионального обучения будет иметь инновационный характер, если она:
- направлена на реализацию гуманистической направленности профессионального образования через усиление внимания к формированию и развитию личностно-профессиональных качеств обучающегося;
- основана на сочетании учебной, научной, производственной деятельности, опосредующем активное участие в освоении и создании новшеств в профессиональном образовании и области профессиональной специализации;
- носит технологичный характер, строится с использованием современных образовательных, воспитательных, производственных, информационных, технологий, форм, средств обучения;
- устанавливает оптимальное соотношение общеобразовательной, специальной (профессиональной) и психолого-педагогической, теоретической и практической, аудиторной и самостоятельной подготовки;
- обеспечивает содержательную и процессуальную интеграцию компонентов профессиональной подготовки для достижения высокого качества профессионального образования;
- усиляет фундаментализацию образования путем выделения приоритетных методологически значимых, инвариантных знаний;
- создает равные и разнообразные возможности личностного и профессионального развития обучающихся;
- использует возможности создания и реализации гибкого индивидуализированного профессионального образования в форме осуществления обучения по индивидуальным образовательным программам и траекториям, различных курсов по овладению дополнительными профессиональными компетенциями;
- обеспечивает высокий уровень профессиональной мобильности (как способности ориентироваться в смежных областях деятельности и эффективно выполнять профессиональные функции в этих областях без значительных затрат времени и сил на их освоение), компетентности, конкурентоспособности специалиста.
Исходя из особенностей системы профессионально-педагогического образования, содержание инновационной деятельности педагога профессионального обучения можно представить как совокупность трех компонентов – психолого-педагогического, инженерно-технического (отраслевого) и производственно-технологического (по рабочей профессии).
Психолого-педагогический компонент инновационной деятельности педагога профессионального обучения характеризует инновационно-педагогическую деятельность в профессиональном образовании, инженерно-технологический (отраслевой) компонент включает деятельность по исследованию, анализу и развитию инновационных процессов на уровне отрасли, производственно-технологический (по рабочей профессии) компонент предназначен для осуществления инновационной деятельности в условиях конкретного производства. Системообразующим компонентом инновационной деятельности педагогов профессионального обучения выступает психолого-педагогический компонент, который формирует ценностно-мотивационную готовность к данному виду деятельности (рис. 1).
Особенностью инновационной деятельности педагогов профессионального обучения выступает то, что на практике данные компоненты проявляются только в интегративной взаимосвязи, обеспечивая целенаправленность всех инновационных поисков на совершенствование профессиональной подготовки рабочих и специалистов.