Для подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности информационно-коммуникационные технологии:
- позволяют оптимально организовывать образовательный процесс путем активизации самостоятельной работы обучающихся. ИКТ позволяют создавать открытые системы интенсивного обучения, когда обучающемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения, т.е. максимально адаптировать систему под индивидуальные потребности и возможности обучающегося. Это позволяет учитывать особенности содержания и организации инновационного проекта, координировать и контролировать коллективный характер его разработки и осуществления в условиях взаимодействия различных участников инновационного процесса, а также индивидуализировать процесс обучения при выполнении преподавателем функций консультанта;
- выступают мощным инструментом, обеспечивающим личностное и профессиональное развитие педагогов профессионального обучения, являясь средством получения, обработки, распространения информации для инновационной деятельности;
- содержат возможности создания и развития единого информационного образовательного пространства как пространства совместной инновационной деятельности её субъектов на основе современных информационных технологий, систем и средств обучения. В рамках единого информационного образовательного пространства становится возможны интеграция имеющихся информационных ресурсов, осуществление совместных инновационных проектов, совершенствование механизмов управления системой непрерывного образования.
Технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности (К. Я. Вазина) позволяет организовывать процесс саморазвития будущего педагога профессионального обучения в процессе подготовки к инновационной профессионально-педагогической деятельности. Основной идеей этой технологии выступает обучение при активном взаимодействии обучающихся с педагогом и между собой, которое постепенно развивает уровень потребностей-способностей всех участников образовательного процесса. Для организации подготовки к инновационной профессионально-педагогической деятельности педагог организует развивающее целевое, поисковое, рефлексивное пространство через включение студентов в системы педагогических, производственных, социальных отношений, определяет режим функционирования обучающихся и осуществляет обмен знаниями и опытом в конкретных профессионально-педагогических ситуациях, имитирующих реальные профессионально-педагогические проблемы [34].
Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности обеспечивается применением перечисленных педагогических технологий, целесообразность их применения определяется целями и задачами конкретного этапа подготовки. Сочетание технологий открывает возможности реализации гибких индивидуализированных образовательных программ по осуществлению обучающимися конкретного инновационного проекта.
Таким образом, инновационно-образовательная среда инженерно-педагогического вуза, структурируемая социально-профессиональной инфраструктурой, инновационными процессами в профессионально-педагогическом образовании и инновационными педагогическими и производственными технологиями, объединяет содержательные, организационно-управленческие, технологические инструменты решения задач подготовки будущих педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности.