Совокупность инновационных педагогических и производственных технологий, используемых в процессе подготовки к инновационной деятельности, обеспечивает достижение высокого качества профессионального образования, формируют условия самореализации и саморазвития обучающихся и педагогов. При этом инновационные педагогические технологии являются универсальными для подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности по любой специальности, а инновационные производственные технологии выявляются в зависимости от направления профессиональной подготовки и уровня развития той или иной профессиональной области. Поэтому опишем основные инновационные педагогические технологии, применяемые для подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности и выступающие одним из компонентов инновационно-образовательной среды инженерно-педагогического вуза.
В данном исследовании под технологией понимаем упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [88, с. 105]. Отметим, что технологии подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности должны обладать обеспечивать самостоятельное, активное, творческое освоение обучающимся теоретических основ и практических навыков инновационно-педагогической, инновационно-технической, инновационно-производственной деятельности.
В качестве инновационных педагогических технологий, которые обеспечивают овладение инновационным содержанием подготовки и инновационными производственными технологиями, необходимо выделить технологии проектного, модульного, контекстного, активного обучения, креативные технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию саморазвития человека.
Технологии проблемного обучения представляют собой технологию организации активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, приобщаясь при этом к объективным противоречиям развития науки, образования, производства, социальной и профессиональной практики. Стержневым понятием в данных технологий выступает проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности обучающихся. Содержание проблемного обучения проектируется в виде системы учебных проблем, процесс обучения строится как диалогическое общение и взаимодействие, при котором действия обучающихся направлены на решение проблемных ситуаций различными вариантами в соответствии с выбранным критерием.
Использование технологий проблемного обучения при подготовке педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности предполагает:
-использование проблемных ситуаций в контексте предстоящей профессиональной деятельности, что способствует трансформации познавательной мотивации в профессиональную, развитие качеств личности, значимых для последующей инновационной деятельности;
-переживание процесса познания как субъективного открытия неизвестных ему знаний, закономерностей и условий;
-формирование и развитие многовариантности решений профессиональных проблем и критериев оценки инновационной деятельности всех её субъектов.