Эмпирические значения сопоставляются с критическими [148].
φ 1* ≤ 1,64 (р ≤ 0,05)
φ2* ≤ 2,31 (р ≤ 0,01),
где р – вероятность ошибки 1 рода, позволяющая сделать вывод с вероятностью либо 95% (р ≤ 0,05), либо 99% (р ≤ 0,01).
Угловое преобразование Фишера,
,
для которого выдвигаются следующие статистические гипотезы:
нулевая гипотеза
Н0 – доля единиц, у которых проявляется исследуемый эффект в первой выборке, т.е. в экспериментальной группе (р) не превосходит долю единиц, у которых проявляется исследуемый эффект в контрольной группе второй выборке (g);
альтернативная гипотеза
Н1 – доля единиц, у которых проявляется исследуемый эффект в экспериментальной группе первой выборке превосходит долю единиц, у которых проявляется исследуемый эффект в контрольной группе второй выборке [141].
Эмпирические значения критерия Фишера, характеризующие результаты педагогического эксперимента по профессионально-педагогическому, инженерно-техническому, производственно-технологическому и интегративному компонентам готовности к инновационной профессионально-педагогической деятельности представлены в таблицах 7, 8, 9, 10.
Таблица 7 Эмпирические значения критерия Фишера для данных по профессионально-педагогическому компоненту готовности к инновационной профессионально-педагогической деятельности
Контрольная группа до начала эксперимента |
Экспериментальная группа до начала эксперимента |
Контрольная группа по окончании эксперимента |
Экспериментальная группа по окончании эксперимента | |
Контрольная группа до начала эксперимента |
0 |
0,117 |
0,024 |
6,75 |
Экспериментальная группа до начала эксперимента |
0,117 |
0 |
0,173 |
2,6 |
Контрольная группа по окончанию эксперимента |
0,024 |
0,173 |
0 |
2,49 |
Экспериментальная группа по окончанию эксперимента |
6,75 |
2,6 |
2,49 |
0 |
До начала эксперимента φэмп=0.117 при сравнении характеристик контрольной и экспериментальной групп, т.е. состояния контрольной и экспериментальной групп совпадают с уровнем значимости 0,05.
По окончании эксперимента φэмп=2.49, то есть φэмп превышает критическое значение (φ=1.64) при сравнении характеристик контрольной и экспериментальной групп, то есть состояния контрольной и экспериментальной групп по уровню готовности к инновационной профессионально-педагогической деятельности различны с уровнем значимости 0,05 (см. табл. 1).
Рассчитанный критерий позволяет подтвердить статистическую гипотезу о достоверности различия полученных данных в экспериментальных и контрольных группах.