Таблица 2 свидетельствует о том, что ученики основной группы имеют особенности в развитии: у 4 учеников выражена плохая переключаемость в деятельности, у 4 учеников отмечена низкая работоспособность, моторная неловкость, 10 из 10 учеников продемонстрировали неустойчивость внимания, низкую активность в работе, 3 из 10 учеников имеют хронические простудные заболевания.
В качестве метода обследования была использована диагностика интонационной стороны устной речи детей младшего школьного возраста Е.А. Лариной [29, с.150-162]. В процессе диагностики исследовались 7 основных компонентов интонационной стороны устной речи: мелодия, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование и тембр (см. Приложение). Исследование этих компонентов предполагает проведение нескольких проб, каждая из которых оценивается балловой системой с помощью цифр 0, 1, 2,3:
3 балла. Мелодика: доступен простой и сложный (восходяще-нисходящий, нисходяще-восходящий) мелодический контур; развито умение использовать мелодические контрасты в сторону повышения или понижения; правильность характера мелодического движения в предложении; разнообразие использования интонационных конструкций; адекватное понимание интонации с учетом смыслового и эмоционального подтекста; точное различение и дифференциация основных типов интонации, средств выражения и способов их обозначения. Интенсивность: умеренная (средняя, естественная для говорящего сила голоса испытуемого). Развито умение воспринимать, воспроизводить и самостоятельно изменять динамический компонент интонации. Темп: нормальный (средний, естественный для говорящего темп речи), безошибочное изменение движений в соответствии с различным неречевым и речевым темпом; воспроизведение неречевого и речевого темпа скоординировано с темпом собственных движений. Ритм: безошибочное воспроизведение ритмических серий неречевых и речевых образцов с опорой на слуховой образец, по словесной инструкции и вне поля зрения испытуемого. Восприятие и воспроизведение ритма характеризуется изохронностью и вариативностью; ритмическая способность оптимальная. Логическое ударение: использование в оформлении высказывания всех средств интенсивности для выражения логического ударения (усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности). Паузирование: правильное восприятие и воспроизведение паузальной границы интонационно-смысловых единиц разной сложности; верный выбор паузальной выделенности (короткая, средняя и длинная пауза); допустимый процент безпаузального членения. Тембр: разнообразные проявления тембральных качеств голоса - "звучность", "чистота", "яркость звучания"; возможность четкого восприятия и воспроизведения тембровых компонентов. Общая эмоциональная и модальная окраска голоса отражает эмоциональное состояние говорящего и его отношение к предмету речи и к собеседнику; мимика и жестикуляция адекватна ситуации общения.
2 балла. Мелодика: возможен простой и редко сложный мелодический контур; использование мелодических контрастов; верное оформление конечных и неконечных синтагм; адекватное восприятие и воспроизведение интонации с использованием дополнительных объяснений и уточнений, стимульного материала. Интенсивность: умеренная (средняя, естественная для говорящего сила голоса испытуемого). Правильное восприятие, воспроизведение интенсивности и варьирование контрастами динамического компонента интонации возможно при условии дополнительных уточнений. Темп: нормальный (естественный для говорящего темп речи). Верное выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом и ритмом неречевых и речевых звуков, произнесение в указанном темпе слов и предложений, скоординированное с темпом собственных движений возможно при условии дополнительного показа и предъявления стимульного материала. Произнесение в указанном темпе речевого материала сопряжено и отражено практически безошибочно, сложности при выполнении задания самостоятельно. Ритм: правильное восприятие и воспроизведение ритмических структур разной сложности возможно с дополнительным показом и объяснением логопеда; ритмическая способность адекватная. Логическое ударение: правильная выделенность в соответствии с передаваемым смыслом с использованием ограниченных средств интенсивности. Паузирование: четкое соблюдение межсинтагменной паузации по синтаксической правомерности; правильное восприятие паузальной границы; редкие ошибки в выборе качества и места паузальной выделенности. Тембр: особенности окраски голоса - "звучность", "чистота"; общая эмоциональная и модальная окраска голоса, мимика и жестикуляция соответствует ситуации общения; определение и узнавание эмоциональной окрашенности речевой продукции сохранно; изменение качеств голоса с целью передачи содержательной информации требует дополнительной помощи экспериментатора.