Развитие профессиональных умений студентов в условиях эксперимента

Современное образование » Формирование профессиональных умений студентов в условиях модульного обучения » Развитие профессиональных умений студентов в условиях эксперимента

Страница 8

Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу относительно того, что предлагаемая модульная система обучения студентов может стать эффективным дидактическим средством их профессионального и личностного развития.

Условия формирования профессиональных умений определены, исходя из психолого-педагогического теоретического анализа и положены в основу программы модульного обучения по курсу “Теория автоматического управления” для студентов специальности “Технология машиностроения”.

Важным итогом данного исследования является установленная работоспособность разработанной нами программы модульного обучения, в процессе которого значительно повышается качество подготовки будущего специалиста в плане формирования у него действенной системы знаний и умений на основе целостного индивидуализированного подхода к личности студента, создания условий для его самостоятельности.

Кроме того, модульное обучение способствует формированию мотивации к учению, улучшению эмоционального состояния студента.

11. Представляется логичным продолжение исследования для определения путей формирования профессиональных умений как базовой, так и профессиональной ступени в процессе обучения разным дисциплинам студентов инженерно-технических специальностей.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что модульное обучение способствует формированию мотивации к учению, создает условия для самостоятельной работы, значительно повышает эффективность и продуктивность процесса обучения по сравнению с традиционными системами обучения. Таким образом, его элементы можно вводить начиная со средних классов общеобразовательной школы, постепенно подготавливая учеников к обучению в вузе. В вузе же целесообразно обучение, особенно по профилирующим дисциплинам, на базе программ модульного обучения.

При построении модульных программ необходимо руководствоваться следующими принципами: 1) целевого назначения информационного материала; 2) сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей; 3) полноты учебного материала в модуле; 4) относительной самостоятельности элементов модуля; 5) реализации обратной связи; 6) оптимальной передачи информационного и методического материала. Для профилирующих дисциплин наиболее удобны программы системно-операционного типа, направленные на развитие умений деятельности и опирающиеся на систему знаний.

Эффективность использования модуля в учебном процессе зависит не только от полноты учебной информации, но и от того, каким образом она предоставлена. Наибольший результат достигается при использовании проблемных, поисковых, активных методов обучения и методов самостоятельного учения.

Контроль усвоения знаний и умений студента рекомендуется проводить после каждого учебного элемента модуля (текущий контроль), после каждого модуля (промежуточный контроль) и после всего курса (итоговый контроль).

Основным инструментом реализации обратной связи в модулях является дидактический тест. При проведении тестирования необходимо учитывать индивидуальные качества каждого студента, его учебную успешность. Помимо тестирования возможно применение письменного и устного контроля, а также наблюдения за действиями студентов.

Все контролируемые характеристики с указанием их количественной оценки и методов контроля должны быть представлены в каждом модуле и учебном элементе после указания целей учения. Для количественной оценки уровня усвоения можно пользоваться разными шкалами: 12-балльная (по. В.П. Беспалько); 5-балльная (Государственный образовательный стандарт); индивидуальный кумулятивный индекс, а также разработанной самостоятельно.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Навигация