у: 4 грани, 6 ребер, 4 вершины.
У: Посмотрите внимательно на рисунок. Все ли ребра имеют общие вершины?
у: Нет. Например, ребра AD и BC,BD и AC,CD и AB не имеют общих вершин.
У: Такие ребра называются противоположными. Иногда выделяют одну из граней тетраэдра и называют ее основанием, а три другие – боковыми гранями. Почему на рисунке 2 одна прямая заштрихована?
у: Потому что мы ее не видим, так как она находится за плоскостями.
У: Верно. Тетраэдр изображается обычно так, т. е. в виде выпуклого четырехугольника, но не будет считаться ошибкой, если вы изобразите его как на рисунке 3.
D
С
А В
Методика обучения учащихся решению задач по теме
Методика обучения решению задач проходит в пяти этапах:
1. Анализ содержания задачи;
2. Поиск способа решения;
3. Оформление решения задачи;
4. Проверка решения и запись ответа;
5. Исследование задачи.
Четких алгоритмов решения задач по данной теме нет. Для решения задач необходимо знать предыдущую теорию, так как она широко используется при решении, как базовый материал.
Я рассмотрю пример решения задачи 18 (а) и составлю для нее алгоритм решения.
18 (а). Точка С лежит на отрезке АВ. Через точку А проведена плоскость, а через точки В и С – параллельные прямые, пересекающие эту плоскость соответственно в точках В1 и С1. Найдите длину отрезка СС1, если точка С – середина отрезка АВ и ВВ1=7 см.
Решение.
У: Первое что необходимо доказать, что точки А, С1 и В1 лежат на одной прямой. Какую плоскость будем рассматривать?
у: Плоскости (АВВ1).
У: Обозначим эту плоскость β. (АВВ1)= β. В какой прямой ?
у: АВ1.
У: Теперь надо доказать, что . Каким методом мы можем это сделать? Методом от противного возможно? Какие предположения мы тогда сделаем?
у: Пусть .
У: В какой точке прямая СС1 будет пересекать плоскость β?
у: В точке С.
У: Но в условии нам дано, чтои .Какой вывод можно сделать относительно прямой ВВ1 и плоскости β?
у: . Но это противоречит условию, что .
У: Следовательно, . Второй этап: найдем СС1. Каким образом?
у: СС1 – средняя линия , тогда, пользуясь свойством средней линии, получим,СС1=3,5.
У: Задача решена. Выделим алгоритм:
1. Доказали, что точки А, С1 и В1 лежат на одной прямой.
2. Нашли непосредственно Среднюю линию.
Приложение 1. Может использоваться учителем как методическое пособие, в котором рассмотрен полностью урок на интерактивной доске. Оно содержит подводящие вопросы, наглядно-поисковые задачи, наглядный алгоритм, пример решения задач на данную тему.
Приложение 2. Контрольная работа, позволяющая оценить уровень усвоения темы. В ней проверяются знания о взаиморасположении прямых, прямой и плоскости, плоскостей в пространстве. Критерий оценки: Все задания сделаны правильно – отлично, четыре сделаны правильно - хорошо, Три сделаны правильно – удовлетворительно, если менее трех заданий – плохо.
Приложение 3. Домашняя контрольная работа позволяет оценить уровень усвоения и подготовки учащихся по пройденной теме. Учащиеся могут повторить и отметить для себя «пробелы» в пройденном материале, а также задать вопросы учителю, если им что-то не понятно. Данный вид контроля позволяет улучшить качество написания контрольной работы. Критерий оценки: Три задания правильно – отлично, два задания – хорошо, одно задание – удовлетворительно.