Курс психогимнастики оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).
В ходе опытно-экспериментальной работы решены задачи исследования такие как: изучение психолого-педагогической, методической литературы по изучаемой проблеме, подбор и проведение диагностических методик по изучению коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробирование системы работы с детьми с низкими коммуникативными способностями.
Выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена, которая заключалась в предположении, согласно чему процесс развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики будет успешным, если:
1) составить систему работы по использованию психогимнастик, способствующих формированию коммуникативных способностей;
2) включить психогимнастику в повседневную жизнь детей для формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В заключение нашей исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
выбранная нами проблема актуальна и значима;
прежде, чем начать работу необходимо изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по изучаемой проблеме; подобрать соответствующие диагностические методики;
при построении работы определить для себя более эффективный метод, который бы способствовал развитию коммуникативных способностей. Так нами был выбран метод психогимнастики;
система занятий должна опираться на психологические особенности детей;
внутри самой системы необходимо включить разные формы работы для полной реализации работы по развитию коммуникативных способностей. Например, беседа, игры, труд, импровизация, танец;
включить использование психогимнастики в разные виды деятельности детей.
На основе анализа экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что применение метода психогимнастики способствует развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, в процессе организации коррекционной работы в ДОУ необходимо определить конкретную проблему и составить систему работы.
Таким образом, проблема низких коммуникативных способностей дошкольников может решаться через интересный метод коррекции как психогимнастика. По результатам проведенной нами работы хотелось бы пожелать воспитателям дошкольных образовательных учреждений творчески подходить в подборе и составлении системы работы.