Развитие инженерно-педагогического вуза как научно-образовательно-производственного центра соответствует приоритетам государственной инновационной политики, согласно которой наличие внутренней эффективной инновационной инфраструктуры вуза, интегрированной в экономическое пространство региона, выступает в качестве одного из основных критериев его государственной поддержки. Кроме того, к вузам, в том числе и к инженерно-педагогическим, предъявляются такие требования как вовлеченность в программы регионального развития, участие в масштабных проектах, применение современных образовательных и управленческих технологий и активная международной деятельностью. Это обуславливает необходимость развития инновационно-образовательной среды инженерно-педагогического вуза и разработки механизмов её использования в качестве средства повышения качества профессионально-педагогического образования.
В настоящее время накоплен достаточный опыт функционирования педагогических и инженерно-педагогических вузов в форме университетских образовательных округов (университетских комплексов) и научно-образовательно-производственных объединений различных организаций на основе ассоциации с сохранением последними статуса юридического лица.
Университетский комплекс представляет собой систему интегрированных с университетом на основе нормативных документов или соглашений образовательных, научных, культурно-воспитательных, социальных, производственных учреждений широкого спектра направленности деятельности, расположенных на некоторой территории (субъекта федерации).
Университетский комплекс является по сути инновационным научно-образовательно-производственным комплексом, в структуре которого можно выделить образовательную, социокультурную, научно-исследовательскую, научно-производственную, информационно-технологическую составляющие. Такой комплекс организационно и структурно обеспечивает создание условий и переход к инновационному непрерывному инженерно-педагогическому образованию, которое основано на овладении обучающимися навыками научных исследований и организации производства, методикой нововведений в профессиональной сфере и выработки соответствующего стиля мышления на базе фундаментальной инженерной, психолого-педагогической и профессиональной подготовки.
Инновационно-образовательная среда, определяющая процесс подготовки к инновационной профессионально-педагогической деятельности, структурируется совокупностью трех блоков: инновационными процессами в профессионально-педагогическом образовании, социально-профессиональной инфраструктурой, педагогическими и производственными технологии. Структура инновационной образовательной среды инженерно-педагогического вуза представлена на рис. 2.
Рассмотрим основные блоки инновационно-образовательной среды инженерно-педагогического вуза подробнее.
Первый блок, содержание инновационных процессов профессионально-педагогической деятельности, аккумулирует информацию об педагогических, технических, технологических, экономических, организационно-управленческих, социальных инновациях и опыт инновационной профессионально-педагогической деятельности, которые трансформируются в содержание подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности и обеспечивают последовательность и преемственность инновационных поисков.