Инструкция испытуемому.
" Три из четырёх слов в каждой строчке – однородные понятия, они могут быть объединены по общему признаку. Одно же слово не соответствует этим требованиям и может быть исключено. Зачеркни слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду, а для оставшихся трёх придумай обобщающее слово. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок ".
Инструкция к наблюдению и интерпретация результатов.
Наблюдая за ребёнком, выполняющим задание, необходимо обратить внимание на темп выполнения, количество ошибок и самостоятельных исправлений. После выполнения всех целесообразно указать ребёнку на строчки, в которых есть ошибки, и попросить ещё раз подумать над этим заданием. Стимулировать ребёнка к рассуждению вслух. Например:" Объясни, почему ты сначала вычеркнул это слово, а потом решил его оставить, и вычеркнуть другое ".
На основе наблюдения ребёнка в процессе выполнения им заданий, а также исходя из количества правильно выполненных заданий и объёма времени, затраченного на выполнение, можно сделать выводы о следующих характеристиках вербально-логического мышления:
- сформированность понятий ( вычленение основных, существенных признаков предметов и явлений );
- яркость и чёткость образов представлений;
- способность к решению мыслительной задачи на вербальном уровне;
- индивидуальный темп мыслительного действия;
- способность к пониманию задания на вербальном уровне.
Приложение 4
Методика проведения.
Экспериментатор зачитывает ребёнку 10 слов. Затем ребёнок повторяет слова, которые он запомнил. Названные ребёнком слова фиксируются в бланке. Записываются также " лишние " слова. Проводится 4 – 5 повторений предъявления слов и их воспроизведения до тех пор, пока испытуемый не запомнит все слова. Через 30 минут производится отсроченное воспроизведение.
Подбирать слова нужно так, чтобы между ними трудно было установить смысловые связи. Например: гора, пила, роза, мыло, нога, булка, перо, очки, диван, река.
Необходимо предусмотреть несколько вариантов проб для проведения повторного обследования.
Для регистрации результатов обследования используется бланк с напечатанными в столбик словами. На бланке регистрируются результаты всех предъявлений.
Инструкция испытуемому.
" Сейчас я зачитаю тебе слова, а ты должен их запомнить и повторить".
Инструкция к наблюдению и интерпретация результатов.
В процессе обследования анализируются особенности деятельности и поведения ребёнка. Важно пронаблюдать, как он сосредоточивается ( быстро, медленно ), насколько активно и произвольно его внимание, как часто и по каким причинам происходят отвлечения, как меняется стиль деятельности ребёнка при повторных воспроизведениях, при отсроченном воспроизведении.
По результатам наблюдения даётся характеристика:
- скоростных качеств памяти ребёнка ( темп запоминания );
- объём кратковременной и долговременной памяти ( при отсроченном воспроизведении );
- особенностей внимания ( частота, количество, причины отвлечений );
- особенностей формирования волевой сферы.
Приложение 5
Инструкция испытуемому.
" Сейчас я буду показывать карточки с фигурами по порядку и только один раз. Тебе необходимо их запомнить и по моей команде нарисовать. "
Инструкция к наблюдению и интерпретация результатов.
В процессе обследования анализируются особенности зрительной памяти ребёнка, способность к восприятию и точному воспроизведению зрительного образа. Высокая результативность в выполнении текста может свидетельствовать о сформированности качеств аналитико-синтетической деятельности, достаточно высоком уровне внимания и степени произвольности интеллектуальной деятельности. Важно пронаблюдать и сам стиль сенсомоторной деятельности ребёнка, его графические навыки. Качество выполнения заданий может служить основанием для выводов о преобладающем виде мышления (наглядно-образное, вербально-логическое).
Приложение 6